Примерное время чтения: 7 минут
1939

Первый раз в первый класс. Как помочь ребёнку наладить школьную жизнь

АиФ Здоровье №36. Музыка может остановить эпилептические приступы 03/09/2015

Психологическая нагрузка в школе несравнима с тем, к чему ребёнок привык в дет­ском саду и уж тем более в семье. В школе и народу больше (особенно это заметно на переменах, когда все ребята из разных классов высыпают в коридор), и шумно, и многое в новинку, и напряжение на уроках сильное.

Защитная реакция

В результате первоклассники нередко впадают в школе в состояние некоторой прострации, заторможенности. Это состояние служит им психологической защитой от непосильной нагрузки. Дети могут забывать элементарные вещи, «считать ворон», не отвечать даже на самые простые вопросы учительницы. И, если вовремя это не преодолеть, защитная броня может стать почти непробиваемой.

Однажды к нам на психо­коррекционные занятия привели десятилетнего школьника, который был так сильно заторможен, что производил впечатление интеллектуально сниженного. На самом деле бедняге просто не повезло в первом классе с учительницей! Олег был очень впечатлительным и самолюбивым мальчиком, а учительница как на грех попалась резкая, требовательная. Она так его затюкала, что ребёнок стал медлительным, как черепаха. Чем больше он отставал от одноклассников, тем большее негодование вызывал у учительницы, а это, в свою очередь, наносило Олегу очередную травму. Дошло до того, что мальчика хотели перевести во вспомогательную школу!

Подобные случаи не единичны. Жалобы на то, что ребёнок дома соображает нормально, а на контрольной способен целый час просидеть, уставившись в пустой лист тетради, психологам доводится слышать достаточно часто.

Нелегко приходится и детям по природе флегматичным, вяловатым. Особенно если их учительница обладает холерическим темпераментом. Медлительные дети под напором активного взрослого затормаживаются ещё сильнее, а взрослому кажется, что ребёнок нарочно тянет с выполнением задания, испытывая его терпение.

Не гоните волну!

Избежать подобных труднос­тей можно, хотя и непросто. Самое главное, чтобы в начальных классах у ребёнка была добрая и терпеливая учительница. Всё остальное приложится. В крайнем случае школу вы потом поменяете.

Следите за собой. Ни в коем случае нельзя создавать ажио­таж в начале учёбы: ребёнка это травмирует. А то, сходив на собрание, где педагоги стараются нагнать страху на родителей, чтобы те относились к школе ответст­венно, мамы и бабушки часто впадают в панику. А их нервозность мгновенно передаётся детям.

«Вдруг я что-то забуду, не успею? Вдруг у меня не получится?» – эти вопросы будут тогда преследовать первоклашку круглые сутки. Он начнёт вскакивать по ночам, боясь опоздать в школу. И, разумеется, будет опаздывать, потому что не выспится и утром не сможет быстро собраться. Некоторые дети так волнуются, что неспособны съесть на завтрак ни кусочка. А при попытках их накормить у бедняг подступает к горлу тошнота. От голода же (и главное, от страха!) у них начинает кружиться голова, они плохо соображают и ляпают ошибку за ошибкой. Таким образом, боязнь неуспеха оказывается вполне оправданной! Круг замыкается.

Поэтому остерегайтесь разговоров о том, как сложно учиться в школе, не гоните волну, иначе она захлестнёт с головой всю вашу семью.

Одевание на скорость

В первом классе ребром встаёт вопрос о бытовой самостоятельности ребёнка. «Садов­ские» дети оказываются здесь в более выигрышном положении, чем дети «домашние». Хотя «домашние» бывают лучше подготовлены по разным предметам, попав в непривычную обстановку, где очень много нужно делать самим, они нередко теряются. Скажем, для ребёнка, посещавшего детский сад, переодевание перед уроком физкультуры не составляет особого труда, потому что он привык к этому и проделывает все операции машинально. «Домашний» же мальчик или «домашняя» девочка могут столкнуться с множеством непредвиденных трудностей.

Ваша задача – позаботиться о том, чтобы одежда, которую ваш сын или ваша дочь носят в школе, была лишена пуговиц, завязок и всего того, с чем малышам справляться трудновато. Пусть надевают не рубашки, а джемпера, не брюки, а спортивные шаровары на резинке. Да и ботинки лучше купить на липучках.

Теперь о портфеле. Важно приучить ребёнка собирать его накануне. Причём не надо настаивать, чтобы он с первых же дней учёбы делал это самостоятельно. Поначалу большинство детей тратят на приготовления к школе много времени, и это может набить им оскомину. Но не берите на себя все сборы. Родителям следует выступать лишь в качестве помощников. 

Для мамы или для себя?

Важно сформировать у ребёнка и правильное отношение к урокам. Дети должны усвоить, что учатся они не для вас, а для себя, и соответственно уроки – это их личное дело. Помогать им, разумеется, нужно, но так, чтобы приготовление домашних заданий не перекладывалось на ваши плечи. Иначе говоря, у ребят должна создаваться иллюзия, будто они свободны в своём выборе, делать или не делать уроки. Но именно иллюзия, поскольку отказ от приготовления уроков должен сопрягаться с отказом от развлечений, а это для детей совсем непривлекательно.

Поясню на примере. Недавно ко мне обратилась мать с жалобой на то, что её восьмилетний сын Федя безответст­венно относится к школьным заданиям.

– За уроки его усадить невозможно! – жаловалась она. – Пока уговоришь, полдня пройдёт. А сядет – постоянно отвлекается, норовит удрать. В тетради ошибка на ошибке, хотя парень умный и, если захочет, всё сделает в две минуты.

Здесь что ни слово, то ключ к разгадке. Федя давно и проч­но вбил себе в голову, что все эти школьные глупости нужны только взрослым. А у него есть дела поважнее.

– А если к нему должны прийти гости, Федя тоже тянет с уроками? – спросила я.

– Да что вы! Он ведь прекрасно знает, что я их не пущу, если у него уроки не сделаны, – ответила мать и сама изумилась, судя по всему, впервые усмотрев тут какую-то взаимосвязь.

Ну и конечно, детям нужно давать возможность хорошенько отдохнуть после школы. Логика, что чем быстрее они отмучаются, приготовив уроки, тем для них же будет лучше (по принципу «Сделал дело – гуляй смело»), в корне неправильна. Своё дело они сделали в школе и имеют право на отдых. А малыши-первоклашки, для которых учёба – дело новое, трудное и ответственное, заслужили этот отдых вдвойне.

Личное мнение

Анастасия Мельникова: 

– Адаптация каждого ребёнка к школе – это сугубо индивидуальная история. Если понимаете, что вы в растерянности, не знаете, чем помочь, – не бойтесь советоваться с опытными педагогами, психологами.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы