– Итак, уважаемые студенты, скоро новогодний праздник, а сразу за ним вас ждёт следующий — сдача экзамена по хирургии. В этой связи у меня один вопрос: кто собирается готовить к праздничному столу утку или индейку? О! Целых восемь человек. Отлично! Возьмёте у меня иглодержатели, хирургические иглы и нитки. После того как набьёте внутренности различными специями и яблоками, вам предстоит так научиться зашивать рану, чтобы ни одна капля не вытекла. Позвоню родителям, проверю.
– Профессор, а остальным как?
– Остальные? Раздам скальпели, и будете учиться хирургические разрезы на колбасе делать. Всем понятно? Отлично, будем готовить вас к практической работе.
Не сочтите за очередной медицинский анекдот, но именно так и проходит сейчас отработка основной хирургической техники в московских медицинских вузах.
Причём происходит это на фоне очередного громкого шума об успехах обучения на тренажёрах, муляжах, пластинатах и прочих симуляционных методиках. Кстати, наши чиновники от медицины, видимо, не случайно (оговорка по Фрейду) упорно называют их симуляционными, а не имитационными, понимая, что не учат, а симулируют настоящее обучение.
Мы много и громко рассуждаем о развале отечественной медицины. Рассуждаем о финансовых причинах, которые лежат в его основе. Но порой мы и сами разваливаем основное, даже то, за что всегда ценилась и чем гордилась наша медицина. Это наша, российская система подготовки врачей.
Но сейчас мы достигаем других вершин. Мы единственная страна в мире, где даже такой базовый предмет, как анатомия, пытаются преподавать лишь на таблицах и муляжах из-за полного отсутствия анатомических препаратов. Не говорим уже о том, что выпускаем врачей-хирургов, которые не сделали до этого ни одной операции на кадаврах (так называют трупы, используемые в учебных целях).
Такой «переворот» в образовании начался с момента выхода в свет ФЗ № 8 « О погребении и похоронном деле» 12 января 1996 г. Там, в ст. 5, появился пункт о «Волеизъявлении лица о достойном отношении к его телу после смерти».
Фактически студентам рекомендовали учить анатомию и хирургию на таблицах.
С тех пор уже 17 лет медицинские вузы лишены возможности получать анатомические препараты для обучения. Впрочем, такая же судьба постигла и трансплантологов.
Конечно, можно долго дискутировать о моральных сторонах вопроса.
Но завтра мы попадём, впрочем, в последние годы уже попадаем, в руки врачей, которые ни разу за время учёбы не сделали ни одного хирургического разреза и не только не пощупали, но даже и не посмотрели на анатомическое расположение органов в организме. Учить приходится на живых.
Так чему удивляться, когда видим, что сильные мира сего и их родственники в целях самосохранения лечатся исключительно за кордоном. Они же не дураки.
Но как быть остальным?
Жаль, что законодатели, пытаясь слепо копировать западный образ жизни, не осознают нашей реальности. Ещё более жаль, что их лечат врачи, которые ещё успели пройти ту, прежнюю, классическую школу, а не те, которых этой нормальной подготовки лишили. А как бы хорошо звучал цикл под названием: отработка хирургической техники на депутатском контингенте.
Сколько бы мы ни скрывали развал нашей системы медицинского образования, он налицо.
Громко озвучивать проблемы профессорско-преподавательскому составу запрещают. Боятся, что, узнав об отсутствии анатомического материала для подготовки студентов в вузах, от нас разбегутся последние иностранные студенты. А это деньги, которых и так катастрофически не хватает.
Имея за плечами огромную анатомическую школу, «пироговские» срезы, по которым учится весь мир, огромное число отработанных хирургических методик, на многочисленных медицинских конференциях очень стыдно признаваться, что нам сейчас не на чем учить и не на чем двигать хирургию дальше.
Поэтому и не признаёмся, иначе просто не поверят: европейским и американским врачам подобное ведь просто не приходит в голову, они пока считают нас равными.
Вряд ли сейчас к нам поехал бы д-р Кристиан Бернард набираться опыта перед первой пересадкой сердца.
После того как дошли до последней черты и письма с мольбой о критической ситуации с изучением анатомии и хирургических дисциплин достигли предела, 23.11.2011 года появился ФЗ РФ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласимся, что, несмотря на многочисленные критические замечания, это шаг вперёд. В пунктах 1 и 2 статьи 68 даётся возможность для получения и использования в учебных целях требуемого материала. Но есть тот пункт, который весьма значим, актуален, а при наших реалиях может быть продлён до бесконечности: «Порядок и условия передачи анатомического материала устанавливаются Правительством РФ». Соответствующее постановление вышло в 2012 году. К нему вышло и постановление Департамента здравоохранения Москвы с поручением (точнее, рекомендацией, ибо судебно-медицинские морги имеют отчётность не только перед Министерством здравоохранения, но и перед Следственным департаментом) судебно-медицинским моргам передавать трупы на научные цели. Но трупы в вузы так и не поступают.
Следователи не получили указаний от своих вышестоящих инстанций об обязательной передаче трупов по запросам медицинских вузов. Судебно-медицинским моргам лишняя работа тоже не нужна.
…Два года уже прошло. Выстраивать межведомственное взаимодействия, подготовить все необходимые документы и довести дело до конца (обеспечить анатомическим материалом) никто не торопится, но все уже отчитались о проделанном. Недавно мне звонил известный академик, заведующий кафедрой анатомии одного из вузов. Поделился большой радостью, что по знакомству достал у бывших учеников, работающих в морге, вскрытое сердце и матку. Теперь есть что положить на экзамене. Не для обучения, а для создания праздничного оформления на экзамене! По сути, симуляции экзамена.
Радуемся успехам наших зарубежных коллег. Недавно в США пересадили две донорские руки пострадавшему солдату. Пишут, что врачи полтора года отрабатывали методику на трупном материале. У нас в этом случае и тех, кто разрешил работать на трупах, и тех, кто работал, уже бы посадили.
Так будет ли конец этой российской глупости? Очень бы хотелось услышать мнение Министерства здравоохранения РФ.
Автор — профессор одного из ведущих медицинских вузов страны Сергей Петров (имя изменено).
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
АиФ.ru разобрался в причинах развала отечественной медицины.
Современные студенты фактически лишены возможности практиковаться на натуральном анатомическом материале. Трупные ткани заменяют симуляторами, а строение человеческого тела будущий медик изучает только в теории. Подробнее читайте в материале «Мертвые не учат. Будущие врачи изучают тело человека только по муляжам».