Зарубежные льготники
В настоящее время среди профессионалов и общественности активно обсуждаются поправки от ФМС в действующее законодательство касательно статуса ВИЧ-инфицированных иностранцев на территории РФ. Многие эксперты уверены, что предлагаемые изменения представляют угрозу распространения ВИЧ в России, а также являются прямым нарушением прав граждан страны.
Ещё в 1995 году в законе «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого ВИЧ» предусматривалось, что иностранца, у которого обнаружилась эта болезнь в РФ, необходимо депортировать. С одной стороны, эта мера имела защитный характер, так как предусматривала недопущение распространения инфекции. С другой, она нарушала права человека, который приехал из-за рубежа и, например, завёл семью в России. С учётом этих категорий граждан и было предложено внести поправки, запрещающие отказывать в разрешении на временное проживание ВИЧ-инфицированным мигрантам, если у них есть семья в России. Однако, как утверждают специалисты, в данном виде законопроект имеет несколько неконкретных формулировок, которые вызывают двоякое толкование и, естественно, требуют уточнений.
Как констатируют эксперты, Конституционный суд России ещё в 2006 году рассматривал вопрос о том, необходима ли депортация иностранца с ВИЧ-инфекцией с территории РФ? И уже тогда старались учитывать гуманитарные аспекты проблемы: состояние здоровья человека, наличие или отсутствие гражданства и другие факторы. Однако, как показала практика, эти предписания не выполнялись.
Размытые критерии
Под мигрантами, которые имеют семью в России, создатели нового законопроекта понимают людей, заключивших брак с гражданами РФ, родивших или усыновивших детей здесь, а также имеющих родителей-россиян, даже если они приёмные. Здесь можно увидеть нарушение Семейного кодекса России, согласно которому ВИЧ-инфицированным людям запрещено усыновление.
В проекте поправок уточняется, что не будут депортировать тех иностранцев, которые не нарушают действующего законодательства страны в сфере предупреждения распространения ВИЧ-инфекции. Но как отмечает эксперт, такого рода формулировка крайне некорректна. В имеющемся законе о профилактике ВИЧ-инфекции нет разделов, регулирующих обязанности больного: например, регламентирующих регулярность медосмотров, приём лекарств и т. д. Поэтому экспертам непонятно, на какие нормы ссылаются разработчики поправок.
Медучреждения Москвы и так сегодня оказывают мигрантам помощь в полном объёме. И аналитики уверены, что принятие предлагаемых изменений спровоцирует сразу две серьёзные проблемы. Первая — это так называемый «медицинский туризм», когда заболевшие иностранцы будут ехать в Россию за дорогостоящим лечением, проводимым здесь бесплатно. Вторая — фиктивные браки.
«Введение новых поправок и изменений в действующее законодательство, регулирующее профилактику и борьбу с ВИЧ-инфекцией, как представляется, должно учитывать не только интересы иностранных граждан и лиц без гражданства, носителей этой страшной инфекции, но также и интересы коренного населения страны. Нельзя допустить того, чтобы эти нововведения провоцировали бы инфицированных иностранных граждан на получение права пребывания и проживания на территории Российской Федерации любыми способами, даже, скажем, заключением фиктивных браков и т. п. Всё это может в конечном итоге привести к определённым социальным волнениям среди российского общества, резкому неприятию нововведений», — считает Андрей Шугаев, который уверен, что данные поправки «выходят далеко за рамки тех правовых установлений, которые содержатся в упомянутом постановлении КС».
Источники финансирования
Авторы законопроекта утверждают, что никаких дополнительных финансовых расходов это изменение не повлечёт. Однако и тут есть камень преткновения. Если поправки будут приняты, вся финансовая нагрузка по лечению ВИЧ-инфицированных иностранцев ляжет на региональные бюджеты и органы местного здравоохранения. Последние не могут отказать в медпомощи больным людям, но при этом пострадают льготные категории граждан РФ, так как средства будут использоваться из фондов социального страхования.
Депутаты Мосгордумы единогласно вынесли решение, что в сегодняшнем виде поправки принимать нельзя. Их надо доработать и тщательно продумать систему и источники финансирования лечения ВИЧ-инфицированных иностранцев, полагают аналитики.
Председатель комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья МГД Людмила Стебенькова уверена, что человека, который не имеет возможности лечиться на родине, «нельзя отправлять на смерть». А это значит, что следует подумать об альтернативных источниках финансирования. «Нужно честно признать проблему и предусмотреть её решение через определённое финансирование как средствами федерального бюджета, так и специальными страховыми выплатами. Как и в других европейских странах, необходимо организовать специальные фонды и задействовать в этой работе самым широким образом НКО, которые должны стать естественными партнёрами государства», — заявила Стебенькова.
Стоит перенимать и опыт развитых стран Запада, которые наладили систему профилактики распространения ВИЧ-инфекции и возложили вопросы, связанные с финансированием лечения заболевших ВИЧ сотрудников-иностранцев, на их работодателей, отмечают эксперты.