Основное требование к радийному оратору заключается в красивом тембральном окрасе и отсутствии так называемых мелизмов (лишних эмоциональных окрашиваний слов). Иначе говоря, голос радиоведущего должен быть четким и без каких-либо дефектов.
Насколько важен голос, отмечает генеральный директор компании «Буарон» Ирина Никулина:
«Мы все знаем, что профессионалы сцены и телевидения являются пионерами в вопросах здоровья голоса. Но, оглядываясь на профессиональные будни, — мои собственные и моих коллег — я понимаю, что качественная речевая коммуникация важна не только для звезд. — комментирует Ирина Никулина- Необходимо обладать набором базовых знаний, чтобы вовремя распознать, когда ваш голос требует внимания, знать, как правильно заниматься профилактикой голосовых нарушений и лечением».
Музыкальные композиции звучат на каждой радиостанции, и часто слушателю сложно отличить одну от другой, поэтому самой уникальной особенностью радио является голос ведущего. Эта профессия также требует особого внимания и ответственности, в связи с чем существуют правила подготовки к эфирам, вот некоторые из них:
- Готовиться к эфиру необходимо всем без исключения! Нельзя забывать о системах упражнений для артикуляции. Делать их нужно затем, чтобы освободить мышцы рта и языка от вялости, восстановить их подвижность.
- Любой текст читать неторопливо, чётко выделяя наиболее значительные места. Не допускать резких перепадов громкости.
- Будучи «не в голосе», не форсировать звук, а лишь несколько приближаться к микрофону.
- Бесшумно дышать и произносить как можно больше слов на одном дыхании. Стараться беззвучно добирать воздух в паузах и знать «своё место» у микрофона, чтобы не появлялся свист и шум.
И это далеко не все правила и нюансы, казалось бы, на первый взгляд простого ремесла.
Каким образом готовятся к своему выпуску ведущие на радиостанции PLAY FM и случались ли каверзные ситуации, связанные с голосом, в их практике, АиФ.ru рассказала теле- и радиоведущая, клубный DJ, тренер публичных выступлений и ораторского мастерства Наташа Малец.
Работа перед эфиром
Перед началом эфира я всегда делаю три важныt вещи, которые делают последующие 4 эфирных часа незабываемыми. Первое — смотрю ленту новостей. Мне нужно быть в курсе всех событий, чтобы дальше делиться информацией со слушателями. Второе — настраиваюсь морально и физически. Морально — вдохновляюсь и, как бы это банально ни звучало, радуюсь своему делу. Знаю, что очень многие люди мечтают побывать в эфире, а еще больше людей сейчас находится на схожей с моей волне и частоте, и, когда я включу микрофон, будет шанс изменить их настроение в лучшую сторону. Поэтому стараюсь вести эфиры из своей «внутренней радости». Физически — делаю речевую разминку, готовлю артикуляционный аппарат к работе. Третье — выкладываю посты в соцсети. Будет ли это просто селфи, интересный факт или опрос для слушателей и подписчиков на злободневную тему, неважно. Сегодня социальные сети радиостанции — ее неотъемлемая часть, в них должна быть жизнь.
Было пару раз, когда я теряла голос, и оба раза я помню хорошо. В первом случае причиной была простуда, связки тогда приняли удар на себя, на несколько дней голос пропал. Любой фониатр первым делом посоветует вам режим молчания, когда буквально все общение проходит через мессенджеры. Я так и сделала, параллельно принимала «Гомеовокс», делала ингаляции и уже через 3-5 дней вернулась к работе. Во втором случае причиной стало жуткое волнение. Связки спазмировались из-за стресса прямо на сцене. Пришлось вспомнить все спасительные техники: остановить выступление, сделать несколько глотков воды, глубоко подышать. На это ушло тогда секунд 30-40, но аудитория удивительно понимающе и доброжелательно отнеслась к этой паузе и выступление было продолжено.
Упражнения
Если вы занимаетесь спортом, выступаете на соревнованиях или тренируете других, вы знаете, что вам нужно тренироваться, причем постоянно. Если вы работаете на радио, ТВ, в озвучке, преподаете или выступаете на конференциях, вы постоянно тренируете свой голос. У наших учеников есть несколько вариантов речевых разминок, и они знают, что их нужно делать ежедневно. Ну и классика жанра: если упражнения вы не знаете, вас спасет пробка от винной бутылки. Прикусываете ее по центру между верхними и нижними зубами и с выражением вслух читаете любую книгу. 5-7 минут такой экзекуции — и ваши артикуляция и голос в норме.
Наташа Малец, упражнения «33 ЕГОРКИ»
Мастер-класс Александра Абрахимова
На правах рекламы