Лейла Адамян, главный акушер-гинеколог России, академик РАН, заместитель директора Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. Кулакова.
Терпение и лень
Юлия Борта, «АиФ»: Лейла Владимировна, вы больше 40 лет лечите женщин. Почему россиянки чаще всего тянут до последнего?
Лейла Адамян: Да, русские женщины могут годами не обращаться к врачу, мучиться. Стесняются, скрывают болезнь от близких. К примеру, женщина, у которой уже есть дети, а то и внуки, отказывается от операции, особенно радикальной, и страдает от болей.
Или испытывает огромные неудобства из-за недержания мочи, вместо того чтобы согласиться на операцию, которая занимает 15 минут. Скрывать болезнь - очень отсталая, нецивилизованная позиция! Тем более что многие хирургические вмешательства сегодня мы можем выполнять с минимальной травмой. Можно удалить опухоль - кисту яичника, миому матки, эндометриоз - и сохранить и сам орган, и его функции.
- Россия на первом месте среди стран Европы по числу абортов. Может, всё же запретить аборты без медпоказаний?
- Это вызовет обратную реакцию. Значительно действеннее философия поощрения и создания условий для повышения рождаемости, ухода за собственными детьми. Нужно формировать у детей правильное представление о семейных ценностях и в школе, и дома.
Тогда у молодёжи будет мотивация к сохранению беременности, к созданию полноценной семьи - он, она и трое детей. Нужно ещё со школы объяснять, что главное для женщины - не «коня на скаку остановить», а любовь к семье.
- От чего надо уходить в современной медицине?
- От калечащих операций. Сегодня очень многие из них можно выполнять без разрезов либо через мелкие проколы до 0,5-1 см. Это избавляет женщину от уродующих рубцов, минимизирует травму, уменьшает послеоперационные боли. А после лапароскопических операций по лечению бесплодия в два раза быстрее восстанавливается репродуктивная функция.
Надо пересматривать тактику неоправданно длительного нахождения больных в стационарах. В 80% случаев вместо госпитализации можно было бы лечить женщину в поликлинике. Это и дешевле для государства, и лучше для пациента. Уменьшается риск внутрибольничной инфекции. А от неё вылечиться бывает труднее, чем от болезни, с которой человек пришёл к врачу.
- Мы разрабатываем стандарты, рекомендации, которые внедрены в Москве, Московской области, крупных городах. В отдалённых регионах этот процесс идёт медленнее.
- Я слышала, всё популярнее становится хирургия плода - младенца оперируют прямо в животе у мамы.
- Это называется фетальная хирургия. Такая операция действительно необходима в редких случаях. Например, у женщины двойня, но одна плацента, и один ребёнок забирает из плаценты все питательные вещества, а другой чахнет. Обвитие плода пуповиной, некоторые пороки развития тоже могут быть показанием.
Танцы по рецепту
- На чём должна сосредоточиться медицина для сохранения женского здоровья?
- Стали модными позднее замужество и поздняя беременность. В итоге её вынашивание (после абортов, перенесённых заболеваний, при сниженном иммунитете) сильно осложняется. Поэтому в акушерстве на первом плане проблема преждевременных родов и выхаживание младенцев с экстремально низкой массой тела. В гинекологии эндометриоз остаётся загадкой века.
- Вы увлекаетесь танцами. А насколько они полезны для женского здоровья?
- Многие современные женщины очень мало двигаются. А это ведёт к застою в органах малого таза и может спровоцировать гинекологические проблемы. Особенно подойдёт для их профилактики танец живота - и укрепит мышцы, и улучшит кровоток.
Но и все другие танцы полезны - они помогают улучшить осанку, удержать вес, стимулировать обменные процессы, справляться со стрессом. Танцы полезны даже беременным. Если мама занимается, то малыш гармоничнее развивается.