Каждый родитель, чей ребёнок перешёл из младшей школы в среднюю, уже задумывается о том, какую профессию в будущем выберет его малыш.
Нередко мы хотим, чтобы дети осуществили наши несбывшиеся мечты. Чтобы дочка стала актрисой только потому, что когда-то мы сами жаждали блистать на сцене. Или прочим сыну будущее в бизнесе, потому что хотим, чтобы ребёнок пошёл по стопам отца и продолжил семейные традиции. А не лучше ли присмотреться к своему чаду и помочь ему сделать выбор, исходя из его психологических особенностей.
Виды профессий
Известный психолог Е. А. Климов выделил 5 типов профессий, в которых как раз отражается интерес к той или иной деятельности. Например, тип «Человек-человек» объединяет профессии в области обучения, воспитания, сферы услуг и обслуживания, педагогики и медицины. «Человек-техника» – это профессии, связанные с конструированием, созданием и обслуживанием техники. Ещё один тип – «Человек-художественный образ» – подразумевает деятельность, связанную с созданием и копированием всех художественных образов. «Человек-природа» – эту стезю выбирают те, кому интересны изучение флоры и фауны и охрана окружающей среды. А «Человек-знак» – система для тех, кто будет в восторге от цифр, букв и нот и всего, что с ними связано.
Как узнать свой путь?
Обычно приверженность к тому или иному виду деятельности видна у ребёнка с раннего детства.
Если ваш мальчик живой, общительный, всегда с удовольствием принимает участие во всех детских праздниках, пересказывает вам все события дня, декламирует стихи и распевает в ванной, возможно, ему близки профессии, связанные с системой художественных образов (художник, актёр, певец, реставратор, искусствовед, экскурсовод, переводчик).
Будущего доктора, садовника, агронома, эколога или ветеринара вы легко узнаете по большой любви к котикам-собачкам и ягодкам-цветочкам.
Кстати, любовь к той или иной деятельности выражается не только в поведении, но и в выборе мультфильмов, одежды, книг и друзей с такими же интересами.
Педагоги, управленцы, журналисты с детства будут вас учить, опекать и брать у вас интервью, а также рассаживать в ряд кукол и обучать их счёту и письму.
А дети, которые до дрожи обожают пересчитывать (машины, игрушки…), пытаются найти всему логическое объяснение, – это будущие аналитики и финансисты.
Полезные советы
Помогите ребёнку как можно больше узнать об интересующих его профессиях. Если он хочет стать зоопсихологом, водите его в зоопарк, создайте ему возможность общаться с предметом своего интереса.
Не навязывайте своего мнения. Конечно, вы знаете о жизни и о профессиях больше. Но не стоит уговаривать ребёнка перестать любить ту или иную сферу деятельности и внушать ему, что, если будешь учителем, например, всю жизнь будешь зарабатывать гроши и жить от получки до получки. Навязанную нелюбимую профессию он может вам потом не простить.
Не делайте из ребёнка подобие себя. Если ваша семья – династия аптекарей (слесарей, врачей, инженеров…), это вовсе не значит, что ваше чадо обязано заниматься тем же, что и его предки.
Не компенсируйте за счёт ребёнка свои нереализованные возможности. Ну не стали вы знаменитым шахматистом или певицей. Не навязывайте теперь детям любовь к вашему интересу.
Играйте с ребёнком чаще в ролевые игры, привлекайте его к таким занятиям, где можно узнать новые факты о профессиях. Пусть он понимает, что делают пожарные, повара или парикмахеры. Рассказывайте ему как о достоинствах каких-то профессий, так и о сложностях. Спрашивайте, нравится ли ему такая деятельность. И если да, то чем именно.
Приучайте детей к мысли о том, что когда-нибудь и им надо будет выбрать профессию. Что профессия – это как интересная игра, которая позволит тебе осуществлять свои желания и удовлетворять потребности. Работают все. И важно сделать выбор так, чтобы и людям пользу приносить, и самому получать удовольствие.
Вероника Романова:
– Мне кажется, ребёнку нужно дать как можно больше возможностей попробовать свои таланты в разных сферах – музыке, танцах, живописи. Но и о точных науках не стоит забывать. Предложите ребёнку походить на занятия для математиков. Так было в моём детстве. И это позволило мне в дальнейшем сделать свой собственный выбор. Окончив математический факультет, я смогла поступить в театральный институт. И все эти знания пригодились в работе.