Мелкорогатый скот
Не было бы счастья, да несчастье помогло - сельский рабочий Доминик Пьеру едва сводил концы с концами, когда ему в голову пришла нестандартная идея: «Помню, я как-то сидел, переживал. Думал, как бы заработать денег. Ведь человек-то я уже семейный, ответственность за близких лежит на плечах. Вздыхал я и смотрел на виноградник. И когда взгляд остановился на улитке - вот тут меня и осенило!» Доминик задумал завести улиточную ферму, но не затем, чтобы продавать любимое французами мясо, от которого многих русских бросает в дрожь. Он решил заняться… икрой улиток.
Поначалу жена смеялась над его затеей. Теперь, когда один килограмм икры приносит им две тысячи евро, смеяться некогда - нужно помогать. За стенами обыкновенной фермерской постройки в провансском стиле день и ночь кипит работа. Причём процесс требует и высокотехнологичного оборудования, и очень кропотливого ручного труда. По деревянным балкам хаотично расползаются толстенные виноградные улитки. В строго определённые часы на них распыляется вода. В помещении поддерживается определённый уровень освещения и влажности. «Мелкорогатый скот» сидит на специальной диете - в рационе лишь отборные свежие травы и экологически чистые биодобавки. И всё это ради того, чтобы довольная жизнью, ублажённая улитка давала 4 грамма прекрасных белых икринок в день.
Лесной жемчуг
На первый взгляд кажется, что это деньги из воздуха: сгребаешь из-под улиток икринки и раскладываешь в баночки. На поверку всё оказывается сложнее. Чтобы получить вожделенные 4 грамма икры, фермерам необходимо «перелопатить» 50 граммов земли, в которую улитки зарывают своё потомство. Поэтому сначала несъедобная смесь отправляется не в банки, а в лабораторию, где каждую (!) икринку обрабатывают люди, одетые как хирурги в операционной. Всё промывают, просеивают и наконец перебирают с помощью пинцета.
«Икру улиток уже пытались внедрить на рынок в 80-х годах, - рассказывает, хитро улыбаясь, Доминик. - Но тогда она была очень жёсткой, есть её было неприятно». Его улитки ведут весьма интенсивный образ жизни - много двигаются, общаются, правильно едят. А потому взрослеют уже к 6 месяцам, а не к 5 годам, как в природе, и могут чаще размножаться. От этого их икра становится мягкой и приятной на вкус. Технология щадящего соления максимально сохраняет природный аромат нежного продукта. «Попробуйте!» - говорит мне чудо-фермер и протягивает маленькую деревянную лопаточку с горсткой икринок. Не зря их называют «лесным жемчугом» - выглядят они именно как жемчужинки, а пахнут лесом после дождя. Они мало чем напоминают осетровую икру - разве что солоноватостью и консистенцией. У них особенный вкус, и сравнить его с другим продуктом довольно сложно. Непривычно, но приятно!
С фермы на бал
Приятно было и аристократам, которым впервые довелось продегустировать новинку на официальных рождественских ужинах. Икру подавали на тончайших тостах как закуску к шампанскому. Знать была в восторге. На супругов Пьеру посыпались заказы, и теперь Доминика называют не иначе как самым успешным фермером Франции. В изящных баночках из северной французской провинции его белые икринки разъезжаются по всей Европе.
Поначалу, конечно, не всё складывалось гладко: до прорыва на королевские столы никто странный продукт не покупал. А потом, когда продажи наконец-таки наладились, французские импортёры осетровой икры не позволили Пьеру называть свой продукт «икрой». Поэтому на экспорт идёт «икра улиток», а во Франции продаётся «лесной жемчуг».
Потихоньку - именно так, как ползают улитки, - за два года процесс наладился. Сегодня у Пьера благоденствует 75 тыс. «брюхоногих», как их именуют биологи. И он планирует расширяться. До Москвы пока не доползли, но по секрету нам рассказали, что в скором времени доберутся.
Вы в курсе?
Прибыльная живность
Заработать можно не только на улитках, но и на других ползающих и прыгающих. Вот лишь несколько примеров.
Астраханец Александр Неврединов уже около 10 лет разводит лягушек. Их мясо он впервые попробовал в голодном студенчестве, когда лапки этих земноводных использовали в лаборатории для опытов по воздействию электрического тока на мышцы. После окончания вуза открыл лягушачью ферму. «Охотники» выходят на водоёмы ночью с ослепляющими лягушек фонарями и собирают добычу в мешки вручную. За год компания поставляет сотни тысяч лягушек не только по России, но и во Францию, Италию, Испанию, Китай и другие страны. Продают не только лягушачьи окорочка, но и шкурки - из них шьют дорогую обувь, а также используют в фармацевтике и косметологии.
В Америке развит домашний бизнес по выращиванию тараканов (опыт уже подхватили и наши соотечественники). Собирают обычных тараканов, помещают в аквариум, обустраивают укромное тёмное место для размножения. Расход на корм минимальный - крошек от половины ломтика хлеба хватает на неделю. Потомство сдают в зоомагазин на корм домашним животным: птицам, рептилиям, рыбам и др.
В сезон рыбалки заработок может принести сбор и продажа мотыля и земляных червей. А недавно губернатор Астраханской области Александр Жилкин предложил извлечь пользу из нашествия саранчи: ловить, сушить, солить, морозить и отправлять в тайские и китайские рестораны страны.