10 сентября 2024 года в пресс-центре ИД «Аргументы и факты» прошла отраслевая конференция на тему возрождения культурного кода страны в модной индустрии.
Пресс-мероприятие запомнилось своим уникальным форматом с участием актеров, артистов шоу-балета, живой музыкой и элементами модного показа.
В пресс-конференции принимали участие:
- Ольга Кудишина, руководитель департамента коммуникаций Президентского фонда культурных инициатив,
- Мария Кубланова, заместитель художественного руководителя «Нового театра»,
- Марина Мишункина, первый заместитель генерального директора издательского дома «Аргументы и факты»,
- Евгения Хоружая, основатель экосистемы «Швейный Синдикат», маркетолог в легкой промышленности
- Николай Гречкин, СЕО экосистемы «Швейный синдикат», продюсер модной и швейной индустрий,
- Руслан Сыртланов, вице-президент экосистемы «Швейный синдикат» по взаимодействию с органами госвласти
- Кристина Колпакова, основатель и руководитель отраслевой платформы «Россия шьёт»,
- Марина Чрикян, ведущий дизайнер Республики Крым, владелица сети ателье
- Татьяна Рязанова, специалист по маркетплейсам.
Модератором дискуссии выступила бренд-директор ИД «АиФ» Елена Мулланурова.
Она и открыла беседу, отметив, что в последнее время о культурном коде России говорят на многих конференциях. «Мы рассказываем и о креативных индустриях, закон о которых принят не так давно, поскольку без моды, без дизайнеров, без огромного пласта людей, которые заняты в этой сфере, невозможно представить себе ни креативной индустрии, ни культурный код России. Модная индустрия — это те люди, которые продвигают культурный код, заново его собирают на основе прекрасных исторических данных, прочно зашитых в наши сердца и души», — сказала она.
Марина Мишункина поприветствовала всех в стенах исторического особняка Ивана Барышникова, возведенного знаменитым архитектором Матвеем Казаковым. «На мой взгляд, лучше места для проведения презентации эскизов новых коллекций российских дизайнеров и придумать нельзя. Потому что такие особняки как наш — это прямой портал в историю. В историю русской культуры: русской музыки, литературы, изобразительного искусства и, конечно, моды. Здесь особенно остро и органично чувствуется связь времен: в стенах дворянской московской усадьбы несколько столетий назад блистали в нарядах от искусных модисток того времени дамы и господа высшего света, именно здесь на музыкальных и литературных вечерах, ярких балах и званных ужинах для столичной знати и аристократии обсуждали моду того времени, делились контактами мастеров, передавая их из уст в уста по большому секрету. Этот особняк был местом притяжения светской Москвы. И сегодня „АиФ“ возрождает статус этой усадьбы. Поэтому мы проводим здесь званные ужины, балы, приемы, музыкальные и литературные гостиные. И, конечно, стараемся подружить богатую историю здания и нашей страны в целом с современностью, предоставляя стены особняка молодым творцам — представителям креативных индустрий. Именно поэтому наш издательский дом решил поддержать российских дизайнеров — ребят, которые возрождают нашу модную индустрию, основываясь на традициях, возвращаясь к истокам. Прекрасно, что дизайнеры объединяются в профессиональные сообщества. Им важно заявить о себе, показать свои результаты. Отрадно, что история сделала круг, и здесь в Круглом зале вновь чествуют наших российских умельцев», — сказала она.
По словам Николая Гречкина, необходимо не только развивать легкую промышленность в стране, в связи с уходом западных брендов, но и возрождать культурный код страны, поскольку пророссийских экспертов в моде не много. К этим утверждениям и данному вызову присоединились более 100 отраслевых представителей «Швейного синдиката» по всей России.
«Страна сейчас переживает историческое время. Мы как отраслевики и люди, работающие на земле, видим ряд проблем. Прежде всего, необходимо поднимать легкую промышленность, так как она создает моду. Но в моде России отсутствует культурный код, потому что одежда создана по западной копирке. Кто сегодня эксперт моды в России? Экс-байер ЦУМа? Человек, разбирающийся в западных брендах? Тот, кто учился в Милане или Париже? Какое это имеет отношение к культурному коду в России? Мы приняли этот вызов и каждый день работаем над устранением данных проблем», — отметил Гречкин.
Слово взял Руслан Сыртланов, который подчеркнул, что государство открыто к сотрудничеству и взаимодействию с дизайнерами и владельцами швейных фабрик. «Правда в том, что государство открыто. Есть заблуждение, что взаимодействие с органами государственной власти — это сложно и недоступно. Напротив, создана максимальная инфраструктура для поддержки предпринимателей в сфере креативных индустрий», — считает он.
Ольга Кудишина поблагодарила ИД «Аргументы и факты» за поддержку авторов проекта и возможность провести мероприятие в стенах исторического особняка, это придает особую атмосферу. «Перед нами участники образовательной программы „Мастерская новых медиа“, мастером группы выступил генеральный директор ПФКИ Роман Карманов. Значимо, что учебный кейс не остался тестовой заявкой, а вырос в большую историю, первые результаты которой мы сегодня наблюдаем. Проведен большой конкурс среди дизайнеров, приняли участие представители 45 регионов, в том числе новых субъектов Российской Федерации, что особенно важно. Я искренне надеюсь на то, что проведенный конкурс поможет выявить новые имена среди дизайнеров легкой промышленности», — сказала Кудишина. Эксперт отметила, что на данный момент ПФКИ поддержал 8391 проект, общая сумма поддержки составляет свыше 31 миллиарда рублей, каждый год через фонд распределяется до 10 миллиардов рублей, по пять миллиардов в каждом конкурсе. «Ваши заявки мы особенно ждем», — обратилась она к дизайнерам.
Мария Кубланова отметила, что «Новый театр» под руководством Эдуарда Боякова много работает с темой русского кода, русской истории, литературы, культуры, как в репертуаре, так и в специальных проектах театра, таких как, например, фестиваль «Традиция». «Дизайн и мода являются частью пространства русского кода. Я как директор фестиваля „Традиция“ очень часто слышу вопрос: скажите, пожалуйста, а есть у вас дресс-код на фестивале? Нашему фестивалю в следующем году, в 2025, будет 10 лет, и последние три года я наблюдаю, что дресс-код появляется. Это не дресс-код, который мы придумали. Это не дресс-код, который прописан на сайте. Это дресс-код, который выбирают люди, которые хотят в своей семье, в своей жизни, в своем пространстве следовать русской традиции. Когда мы приглашаем дизайнеров на фестиваль „Традиция“, мы понимаем, что 15 тысяч наших зрителей, которые ежегодно приезжают в пушкинскую усадьбу Захарово на фестиваль, они сами, выбирая одежду, надевают русское», — рассказала Кубланова. Она выразила надежду, что проект «Швейного синдиката» будет успешным, и напомнила, что 20 октября в Новом театре пройдет модный показ победителей конкурса. «Мы поддерживаем эту инициативу и готовы поддерживать дальше теми ресурсами, которые у нас есть, потому что мы уверены, что русское должно быть модным», — заключила она.
Евгения Хоружая отметила, что число участников дизайн-хакатона, запущенного экосистемой «Швейный синдикат», превысило 100 человек, а география конкурса захватила всю страну: от Калининграда, Крыма и Луганска, до Владивостока. «Помимо дизайнеров, наш конкурс поддержали швейные фабрики, которые начали возрождать русский культурный код в своих цехах. И 20 октября 2024 мы проведем торжественное мероприятие с модным показом коллекций российских дизайнеров в усадьбе Нового театра, куда мы всех приглашаем и очень ждем», — подытожила основатель экосистемы..
Кристина Колпакова уверена, что культурный код в России многогранен. «Культура в разных регионах дополняется коренным населением, это обогащает наш культурный код, и люди, которые создают моду в регионах, могут создавать свои локальные тренды. Сейчас мы отворачиваемся от Европы и идем в сторону своей Родины. Наше время пришло. культурный код объединяет народы, дает силу людям бороться за наши интересы и права», — сказала она.
Марина Чрикян продемонстрировала некоторые экземпляры своей коллекции, отшитой в стилистике русского культурного кода, и выразила мнение, что среди российских дизайнеров нет конкуренции, поскольку каждый дизайнер работает в своем стиле.. «Абсолютно точно — сила в объединении. Если мы будем конфликтовать и конкурировать, то не произойдет возрождения», — убеждена она.
Говоря об уходе западных брендов с российского рынка, Татьяна Рязанова, отметила, что рынок маркетплейсов настроился на очень спокойную волну. «Площадки позволяют развиваться новым дизайнерам и получать свою аудиторию, завоевывать свою публику и, соответственно, продвигать свои идеи, свои художественные эксперименты, свой культурный код. Поэтому я считаю, что проекты отечественных дизайнеров коммерческие и просто обязаны развиваться на площадках маркетплейсов», — заключила она.
Пресс-конференция завершилась трогательной церемонией награждения. «Швейный синдикат» наградил всех победителей конкурса и пригласил на модный показ российских дизайнеров, который пройдет в Новом театре 20 октября 2024 года.
Среди награжденных: Вера Верменская, Анна Бекашева, Козлова Марина, Ирина Гончарова, Ольга Анфилатова, Елена Старикова и Елена Лесовец.
Полную версию дискуссии, церемонию награждения и эскизы дизайнеров можно увидеть в прямой трансляции в соцсетях пресс-центра.