В мероприятии приняли участие:
• Королёв Николай Вадимович, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму;
• Давыденко Дмитрий Викторович, заместитель Председателя Общественного совета Федерального агентства по туризму;
• Петров Дмитрий Витальевич, член Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму, председатель комиссии по гостеприимству Общественного совета Ростуризма;
• Дегтярев Михаил Владимирович, председатель Комитета ГД по физической культуре, туризму, спорту и молодежной политике;
• Мирошин Роман Анатольевич, заместитель председателя Экспертного Совета при Комитете ГД по физической культуре, туризму, спорту и молодежной политике;
• Брага Денис Николаевич, директор арт-отеля «Николаевский посад»;
• Кехтер Игорь Эрикович, вице-президент Ассоциации малых туристских городов России;
• Козловская Татьяна Сергеевна, генеральный директор Ассоциации московских туроператоров по внутреннему и въездному туризму «Мостурпул»;
• Гуринова Елена Павловна, Руководитель офиса маркетинга и продаж Cronwell в Москве;
• Черняк Игорь Александрович, главный редактор «АиФ»;
• Мишункина Марина Николаевна, первый заместитель генерального директора «АиФ».
Открывая мероприятие, главный редактор ИД «Аргументы и Факты» Игорь Черняк подчеркнул важность обсуждения перспектив образования системы национального букинга как для туристов, так и для тех, кто организует путешествия.
«Мы обладаем самой разветвленной сетью редакций. 64 в России, 15 за рубежом. Газета распространяется в розницу в 56 странах, в том числе в Западной Европе, США, Канаде, Таиланде, Австралии, Израиле, государствах СНГ, Балтии и даже на Украине. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в медиапространстве, мы продолжаем расширять границы и наращиваем аудиторию. Очень хорошо работает наш сайт, побивает рекорды по аудитории. Тема туризма интересна всем нашим читателям, и мы обязательно будем освещать её во всех наших ресурсах», — заключил он.
Первый заместитель генерального директора «АиФ» Марина Мишункина отметила, что «АиФ» — это многомиллионная читательская армия, которая активно путешествует как внутри страны, так и совершает зарубежные поездки.
«Если рассматривать туризм в целом, с учетом приоритетов среднестатистического российского туриста, то получается так, что в России больше 30% путешествующих. Из них половина путешествует внутри России и оставшаяся часть совершает поездки за рубеж, — рассказала Марина Мишункина. — Наша же аудитория гораздо более активная. Читатели «АиФа» путешествуют чаще, дольше и больше поездок совершают внутри страны. Этот аспект для нас, для издателей «Аргументов и Фактов», особенно важен».
Первый замгенерального директора «АиФ» поделилась озабоченностью проблематикой отсутствия гарантий для туристов в рамках функционирования сервиса booking.com.
«Не секрет, что на booking.com приходится почти 70% российских туристов. Многочисленные суды с этим агрегатором ничем никогда не заканчивались. Этот аспект нас волнует и заботит. Мы постарались быть инициаторами сегодняшней встречи, чтобы ускорить принятие судьбоносных для нашей страны решений и подумать, кто из сегодняшних людей, которые вершат большие законы, из общественных деятелей, мог бы заняться решением проблемы разработки национального сильного, мощного российского сервиса, который бы был конкурентоспособен по сравнению с booking.com.», — констатировала она.
Заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Николай Королёв отметил востребованность ресурса booking.com российскими туристами и несколько раз за своё выступление акцентировал внимание аудитории, что в рамках разработки национальной системы бронирования отелей не идет речь о запрете ресурса.
«Booking.com востребован, удобен. Вопросы запрета вообще на повестке дня не стоят. Существует ряд проблем, которые необходимо Ростуризму как регулятору туристских действий решать, — сообщил Королёв. — Проблема защиты прав потребителя, которая стоит одной из первых. Ресурс иностранный. Как защищены права через этот ресурс, мы не знаем. Ресурс здесь не зарегистрирован, он не платит налоги, хотя зарабатывает достаточно большие средства. Появляются проблемы с невыполнением обязательств перед нашими потребителями. Они не могут не стоять в нашей повестке дня».
Замруководителя Ростуризма отметил также необходимость пересмотра основного регулирующего туристскую деятельность закона, который формировался и издавался в 1996 году.
«Важно, чтобы был создан новый современный качественный ресурс, который был бы зарегистрирован на территории РФ и который выступил бы хорошей конкурентной площадкой, в том числе — для booking.com», — резюмировал Королёв.
Заместитель Председателя Общественного совета Федерального агентства по туризму Дмитрий Давыденко рассказал о результатах голосования экспертного сообщества по поводу блокировки booking.com: 80% членов общественного совета выступили против. Главным акцентом дискуссии Давыденко видит абсолютное отсутствие нормативных актов, которые бы регулировали защиту прав потребителей через бронирование туров, через онлайн-агрегаторы, в том числе booking.com.
«Никаких механизмов защиты прав до сих пор нет. Нужно развивать собственный большой онлайн-агрегатор, который был бы достойным конкурентным уже существующим западным системам, — отметил Давыденко. — Этот ресурс был бы более лояльным к российскому туристу, а в свою очередь граждане выражали бы ему большее доверие, чем к иностранным ресурсам. Гостиницы получили бы дополнительную систему продаж на этом рынке. Это привело бы к снижению гостиничной комиссии».
Председатель Комитета ГД по физической культуре, туризму, спорту и молодежной политике Михаил Дегтярев, признавшись, что «АиФ» является его любимой газетой, «потому что она народная», отметил, что в Госдуме ведётся активная работа по изменению законодательства в сфере туризма.
«В этом созыве туризм впервые выделен в отдельную отрасль. Есть большое желание в этой сфере разобраться и сделать так, чтобы было удобно всем, в первую очередь туристу, нашему избирателю, и во вторую — участникам рынка, — сказал Дегтярёв. — Мы провели ряд исследований и в сети, и в избирательных округах. Депутаты опрашивали людей. Идея блокировки booking.com не вызвала энтузиазма. Сервисами пользуются миллионы людей и это удобно».
Дегтярёв подчеркнул, что Россия располагает ресурсами для запуска собственной системы онлайн-бронирования, и подобная работа будет организована. Вслед за Николаем Королёвым депутат высказался за принятие новой редакции федерального закона о туристической деятельности.
«На сегодняшний день с 1996 года закон исправлен более 20 раз. Он представляет собой лоскутное одеяло. Работу по его фундаментальному пересмотру нужно вести и круглый стол в «АиФ», можно сказать, является первой пилотной площадкой, которая приведёт к началу работы над новым законом в новой редакции, ориентированной на внутренний туризм».
Он также рассказал о разработанной в Госдуме идеологической триаде, которая гласит, что основой для успешного развития туризма служит безопасность, конкуренция и любопытство.
«Инициатива по разработке национальной системы букинга очень своевременна. Я благодарен «АиФ», Ростуризму, Общественному совету при Ростуризме за то, что подняли эту тему не в контексте запрета booking.com, но создания альтернативы. Мы готовы задействовать интеллектуальные, организационные и финансовые активы. Наш национальный интерес — развить внутренний туризм, подтянуть инфраструктуру и дать хорошее настроение людям», — заключил он.
Заместитель председателя Экспертного Совета при Комитете ГД по физической культуре, туризму, спорту и молодежной политике Роман Мирошин также отметил своевременность поднятой проблематики.
«Прекрасно, что «АиФ» с такой разветвлённой сетью редакций в стране поднимает эту тематику. Действительно, назрел момент и настало время решать вопрос о создании российского агрегатора для онлайн-бронирования, — отметил он. — Очень важно решать этот вопрос сообща. Именно тогда мы сможем совместно успешно, применив талант, который есть, создать систему, которая нам будет интересна, которая будет конкурентноспособна, которая будет системно функционировать не только в нашей стране, но и за рубежом».
В рамках создания российского агрегатора онлайн-бронирования отелей Мирошин высказался в пользу государственно-частного партнёрства.
Солидарность с ним высказал и Николай Королёв, который поделился своим видением: ресурс должен быть создан на основе большого коммерческого ресурса совместно с государством. Его потенциал — 100 млн человек (60 млн — внутренний туризм, 40 — въездной), которые уже сейчас могли бы им пользоваться.
Остальные эксперты продолжили линию обсуждения, подчеркивая важность взвешенности каждого шага на пути к созданию единого национального агрегатора онлайн-бронирования отелей и выразили надежду, что у российских отельеров появится возможность бюджетировать уже не 15-25% на комиссию для агрегатора (как сейчас с booking.com), а в пределах 5-10%.
Отвечая на вопрос модератора встречи политобозревателя «АиФ» Наталии Андрущенко о прогнозируемой стоимости проекта, Дмитрий Давыденко отметил, что сервис «объемный с точки зрения финансов», отметив, что в рамках финансового участия проект открыт для всех желающих.
Николай Королёв подчеркнул первостепенную значимость вопроса продвижения национального агрегатора не только в России, но и за рубежом и Марина Мишункина озвучила готовность ИД «Аргументы и Факты» по информационной поддержке.
«Основной вопрос — информирование. Мы как один из крупнейших российских издательских домов инициировали проведение этого координационного совета. Мы готовы и хотим информировать население. Вопрос создания национальной системы бронирования — топовый. Мы готовы быть акционерами, — не в части финансовой, а в части информационного потока, который тоже дорогого стоит», — заключила Марина Мишункина.
В рамках работы общественного совета при Ростуризме планируется серия встреч и общественных слушаний для выработки единого решения по формированию новой системы онлайн-бронирования на базе российской платформы.