Почему кассиры и контролёры надрывают чеки и билеты?
Многие сталкивались с тем, что кассиры в магазине, пробив чек, надрывали его сверху. То же делают кондукторы в электричках и трамваях, проверяя билет пассажира. При этом никакой смысловой нагрузки тут особо нет, помимо простого механического действия.
В советские годы в надрыве чеков необходимость была. Всё дело было в организации торговой системы, которая работала по принципу «очередь-бумажка-очередь-товар». Покупатель не мог, как сейчас, взять товар с прилавка и сразу оплатить его в кассе. Сперва он шёл, например, в молочный отдел, выбирал молоко, затем отстаивал очередь в кассу (зачастую единственную на весь гастроном), где называл номер отдела, сумму товара, там же оплачивал его. Дальше с документом, подтверждающим оплату, человек вновь возвращался в молочный отдел, снова отстаивал очередь и предъявлял продавщице товарный чек. Она проверяла его, выдавала долгожданную покупку и... надрывала чек. Так называемое гашение чека означало, что договор купли-продажи совершён, и товар по чеку уже выдан. И получить повторно по нему пакет молока уже нельзя. Таким образом, действовала своеобразная система защиты от недобросовестных граждан и товароведов.
Аналогичные требования мы находим и в правилах торговли современной России. В «Положении по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением» от 1993 года (в редакции от 1998 года) сказано, что любая организация, использующая ККМ, обязана гасить чеки одновременно с выдачей товара: «Чеки погашаются одновременно с выдачей товара (оказанием услуг) с помощью штампов или путём надрыва в установленных местах».
По всей видимости, эти правила распространялись на все сферы услуг, в том числе и на перевозки пассажиров. И там, где не было компостеров, кондукторы были вынуждены вручную гасить (надрывать) билеты. Несмотря на то, что официально «Положение о ККМ» утратило силу в 2016 году, его требования всё ещё продолжают выполняться «по старой памяти».