Примерное время чтения: 4 минуты
3045

Как получить компенсацию за задержку авиарейса?

Категория:  Права потребителей

Задержка авиарейса всегда доставляет массу неудобств, даже если речь идёт всего о паре часов. Что делать, если ваш рейс из утреннего неожиданно стал вечерним или даже ночным?

Ответ эксперта

3 сентября в 8:00 в столичном аэропорту Домодедово произошло возгорание электропроводки на цокольном этаже. Из-за задымления аэровокзального комплекса было задержано отправление 44 рейсов. Можно ли получить компенсацию от авиаперевозчика, АиФ.ru рассказал юрист сервиса Правовед.RU Андрей Фролов.

Нужно знать

В случае покупки авиабилета в России необходимо знать следующее. В соответствие со ст. 786 ГК РФ, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией. Аналогичная норма содержится и в ст. 105 Воздушного кодекса РФ.

В билете указывается срок, в который перевозчик обязуется исполнить свою обязанность по доставке пассажира и багажа.

Согласно ст. 116 ВК РФ, перевозчик несёт ответственность перед пассажиром воздушного судна в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

Компенсация убытков

Перевозчик несёт ответственность двух видов: компенсация убытков пассажира и законная неустойка (штраф).

Различия в том, что первое необходимо доказывать, а второе — нет, кроме нарушения срока. Нарушение срока доказывается отметкой в билете, которую можно получить в аэропорту при задержке рейса или неподаче воздушного судна.

Исходя из статьи 120 ВК РФ, за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие обстоятельств непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Напомню, что в соответствие со ст. 5 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», МРОТ в части законных неустоек составляет 100 рублей.

Также перевозчик обязан компенсировать прямые убытки пассажира — расходы, связанные с задержкой: питание, пребывание в гостинице, телефонные переговоры и прочее — это следует из статьи 116 ВК РФ, 1064 ГК РФ.

Кроме того, регулирующая эту ситуацию норма есть в ст. 28 Федерального закона «О защите прав потребителей»: «Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причинённых ему в связи с нарушением сроков оказания услуги».

Следовательно, пассажир как в случае отмены рейса, так и в случае задержки вправе требовать оплаты расходов: возврата средств, уплаченных за отменённый рейс, либо компенсации цены билета, купленного у другого перевозчика; оплаты убытков, связанных с задержкой (питание, проживание и прочее).

Если перевозчик не компенсирует расходы пассажира добровольно, следует обращаться в суд.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Доказательства

Убытки доказывают исключительно документами об оплате товаров и услуг — чеками, бланками строгой отчётности (за питание, проживание, телефонные переговоры и прочее), билетами, купленными у другого авиаперевозчика, и тому подобными доказательствами. Упущенная выгода при обычной турпоездке не случается, а вот если проблема с перелётом коснулась предпринимателя, то вполне может быть. Такие убытки доказываются сравнением цены сделки, которая сорвалась, и той, что была заключена вместо первой.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах