Что скрывают подростки за напускным нахальством?
Отвечает доктор психологических наук, профессор Анна Прихожан:
– Есть два вида низкой самооценки: подлинная и скрытая.
Подлинную заметить не трудно. Ребенок не уверен в себе, ему все время мерещится, что все хотят его проэкзаменовать, выставить ему оценку или сравнить с другими. Он не рад успеху, даже испытывает от него дискомфорт. («Вдруг теперь заставят держать эту планку, а я не справлюсь», «А может, это вовсе не успех, просто меня утешают?»). У него гипертрофированное чувство вины и стыда. Ему кажется, что он все делает неправильно. Он сильно напрягается даже в нейтральных ситуациях: скован у доски, хотя дома мог неплохо подготовиться к уроку. Волнуясь, он потеет, краснеет, все время что-то вертит в руках, крутит волосы…
Но чаще низкая самооценка у подростков скрывается за нахальством, вызовом. Тогда ее распознать труднее.
Психологи из школы Выготского изучали таких детей. Когда самоуверенным «умникам» они предлагали проявить свои способности или показать свои знания в конкретных делах, «умники» уверенно соглашались, но в последний момент у них возникали сотни различных обстоятельств, которые не позволяли им принять участие в олимпиаде, интеллектуальной игре или представлении, например. Причем реально оценивающий свои силы старшеклассник говорил: «На олимпиаду по химии я поеду, а по физике – нет, в физике я слабоват». А бравирующий «умник» был готов красоваться везде, но ни на одно испытание так и не приходил.
Признаком скрытой неуверенности в себе является и постоянная бессмысленная ложь. Это способ не показывать свою уязвимость.
По-разному низкая самооценка может проявляться у мальчиков и девочек. Мальчики ее прячут за агрессией. Они реже признаются, что у них что-то не так, обычно во всех бедах у них виноваты другие. Девочки – за неприятием собственной внешности: «Я толстая, нос у меня длинный, ноги – короткие». Когда такую девочку психологи просят нарисовать свой силуэт, она обычно рисует себя размера на три больше. Неуверенная в себе девочка может также впасть в перфекционизм, нередко этим отличаются средненькие «хорошистки». Постоянная кропотливая борьба за совершенство – тоже признак низкой самооценки.
Ребенок становится тревожным и неуверенным, когда не чувствует защищенности со стороны родителей, их безусловной любви к себе, такому, какой он есть, далеко не совершенному. Ведь мы расписываем их жизнь: «Ты должен хорошо учиться, у нас все в семье получили высшее образование»… А они чувствуют, что нам не так уж интересен их внутренний мир. Для нас главное их достоинство – хорошая учеба. А быть отличниками в школе могут отнюдь не все.
Иногда в неуверенности ребенка виноват строгий учитель. Но опять-таки это дело родителей: выявить причину и защитить подростка.