1755

Как помочь ребенку подготовиться к ЕГЭ? Онлайн с психологом

В конференции участвуют: Клюваева Светлана

Экзаменационная пора – непростое время для детей и родителей. Мальчишки и девчонки переживают за итоги года, взрослые — за эмоциональное состояние чад. Что делать, если ваш ребенок боится сдавать экзамен? Есть ли методы, способные вернуть утраченное психологическое спокойствие школьникам и родителям? Как настроить себя на хороший результат? К чему может привести излишнее беспокойство? Об этом и многом другом мы поговорили с детским психологом, руководителем клуба детской психологии «Сердечко» Светланой Клюваевой.

Читайте также:

 

Что такое ЕГЭ и как его сдают?
График сдачи ЕГЭ на 2013 год
ЕГЭ: от истории вопроса к плюсам и минусам реформы

Ответы:
Клюваева Светлана 12:07 30/04/2013
Ведущий конференции: Друзья, добрый день! Сегодня на ваши вопросы ответит детский и семейный психолог Светлана Клюваева. Здравствуйте. Светлана, ЕГЭ был задуман не для того, чтобы усложнить жизнь детям, а для того, чтобы стрессовое состояние было не таким явным, как говорят разработчики экзамена. Как Вы считаете, современный ЕГЭ сдавать сложнее, чем обычный экзамен, или проще? Я имею в виду психологическую составляющую. Клюваева Светлана: Любой экзамен – это всё равно стресс для тех, кто боится каких-либо оценок. Ситуация оценивания вообще является стрессовой для очень многих. Некоторым людям проще сдавать устные экзамены, развивать тему, давая понять таким образом экзаменационной комиссии, что темой человек владеет. Для некоторых – наоборот. Ситуация, когда надо выбирать правильный ответ, является менее стрессовой. Поэтому на всех не угодишь. Надо приспосабливаться к этим экзаменам. Сейчас экзамены сдают так, раньше экзамены сдавали устно и письменно – это тоже был стресс. Ведущий конференции: У Вас нет такой однозначной позиции, как у некоторых родителей, что сейчас всё ужасно, а в наше время всё было хорошо? Вы более лояльны к тому, что есть такой способ, как ЕГЭ, для того, чтобы узнать уровень знаний? Клюваева Светлана: Сейчас это принято уже законодательством, и надо к этому приспосабливаться. Нам с этим жить. Ведущий конференции: Светлана, я посмотрела вопросы, может быть, это просто так совпало, но в основном пишут про девочек. Девочки более восприимчивы к стрессу, чем мальчики? Или это не так? Клюваева Светлана: Если ребёнок эмоционален, то это больше видно. Есть ещё такой момент, что девочки более домашние и родители за них больше волнуются, поэтому больше задают вопросы про девочек. Перед экзаменами волнуются как девочки, так и мальчики. Ведущий конференции: А какой должен быть психологический настрой, когда ребёнок идёт на экзамен? Как он должен себя настраивать? Клюваева Светлана: В первую очередь, ребёнок должен быть спокойным. Он должен понимать свою ответственность за экзамен, что эти экзамены дают ему некую путёвку в жизнь, что от того, как он сдаст экзамены, зависит, сможет он поступить в хороший вуз или не сможет. Но это опять-таки зависит от зрелости молодого человека, потому что есть люди, которые в 17 лет это понимают, а есть люди, которые в 17 лет всё делают для мамы и папы или вопреки им. Человек должен быть спокоен, уверен в том, что даже если что-то не получится, он не сможет правильно ответить на вопрос, то дома его не будут ругать, то есть это не будет катастрофой для его близких. Ребёнок, которого дома поддерживают, может пойти и спокойно сдать экзамены. Ведущий конференции: Как может поддержать родитель? Словом, своим присутствием в школе? Каким образом лучше поддерживать? Клюваева Светлана: Непосредственно перед экзаменами родители сами должны успокоиться, потому что, как правило, те тревога и напряжение, которые порождают родители и учителя, влияют на детей, они в этом поле находятся. Последние месяцы, последние недели они находятся в этой невероятной по степени интенсивности тревоге, которую продуцируют родители. Поэтому родители тоже должны понимать свою ответственность – успокоиться и помогать своему ребенку расслабиться. Понятно, что если за 11 лет ребёнок не усвоил материал, то за последние 2 недели выучить всё невозможно. Степень стресса, в которой ребёнок находится, потому что учителя нагнетают обстановку, одноклассники вокруг тоже волнуются и всё время про это говорят, очень высока. Поэтому родители должны помочь ребёнку расслабиться. А именно: проследить за его режимом; где надо – давать ему возможность погулять, отпустить с друзьями, в кино и т. д. Каждая семья справляется с этим по-своему. У каждого есть свои рецепты, каким образом расслабиться. Самое главное – не нагнетать обстановку. Ребёнок должен понимать, что его не выгонят из дому, не проклянут, ничего такого ужасного не случится. А родитель должен понимать, что это нормальная рабочая ситуация. Практически нет людей, которые бы не сдали экзамен. Все мы с этим сталкивались. Родители могут просто поделиться своим опытом, как они волновались, как они с этим справились. Это тоже будет очень полезно. Ведущий конференции: А по поводу присутствия родителей рядом? Довести ребёнка до школы, например. Такая забота создает в основном трудности ребёнку или наоборот? Клюваева Светлана: Это зависит от потребностей. Родители, чуткие к потребностям своего ребёнка, в хорошем контакте с ним, понимают, нужно ему их присутствие в день экзамена или лучше подождать его дома. Ребёнок может сказать: «Я хочу, чтобы ты была рядом». Некоторым действительно это нужно. Некоторым не нужно присутствие, но в любом случае, даже если ребёнок не нуждается в вас физически, то хорошее напутствие, настрой и вера в ребёнка, что у него всё получится, очень важны. Дети чувствуют то, что родители транслируют, и родительские фантазии про собственных детей, как правило, сбываются. Если родитель верит в ребёнка, то, как правило, ребёнок не испытывает проблем в учёбе. Это, конечно, очень вдохновляет или, наоборот, дает потерю надежды, вгоняет в депрессивные мысли. Ведущий конференции: Вы сказали, что есть дети, которые реально понимают, для чего они идут сдавать экзамены, что это не маме с папой нужно, а ему самому. А если ваш ребёнок ленится, несерьезно относится к экзаменам, как его можно мотивировать? Словами, деньгами, запугать его загубленным будущим? Какую методику лучше использовать? Клюваева Светлана: Если мы говорим о том, что экзамен уже вот-вот начнётся, то, наверное, надо было раньше заботиться о том, чтобы ребёнок был более осознанным при подходе к экзаменам. Я думаю, что непосредственно перед экзаменом надо просто поддерживать. Больше ничего. Что касается товарно-денежных отношений, то это не лучший вариант, потому что таким образом ребёнок не понимает этой ответственности. Если это способ, в который ребёнок уже включился, начал лучше учиться, и это действительно на него повлияло, то назад уже идти не надо. Если же ребёнок не включился, надо смотреть, почему он не хочет учиться, почему у него нет мотивации, какие посылы родители посылают. Если они ему говорят, что он будет дворником, что он ничего никогда не добьётся, понятно, что с таким настроем на будущее не хочется стараться. Поэтому тут надо очень индивидуально подходить. Ребёнка надо мотивировать. Вообще, хороший родитель ребёнка не запугивает, потому что это приносит парадоксальные результаты. Родители ожидают, что ребёнок испугается и начнёт лучше учиться, но страх парализует и не даёт возможности действовать На самом деле он верит в родительские послания. Поэтому лучшая мотивация – это собственный пример, вера в ребёнка и поддержка его на протяжении всей учебной деятельности с самого начала: «Я верю, что у тебя всё получится». При таком родительском подходе в одиннадцатом классе уже не будет возникать таких проблем, у ребёнка не будет страха перед экзаменами. Скорее, у него будет страх не поступить туда, куда он хочет. Ведущий конференции: Мы рассмотрели пример, когда уже завтра экзамен и тут родители понимают, что ребёнок к нему не готов психологически. А если мы возьмём более ответственных родителей, которые следят за своим ребёнком? Когда нужно начинать его морально готовить к ЕГЭ? Клюваева Светлана: Ребёнок сталкивается с какими-то экзаменами, контрольными на протяжении всей учёбы. Подготовка к ЕГЭ начинается в 9–10 классах по всем фронтам, не только со стороны родителей, но и со стороны учителей, в школе. Ребёнок постоянно находится в этой среде. Если он не может справиться со стрессом, впадает в отчаянье, надо будет обучать его каким-то приёмам, которые помогут ему расслабиться.
Вопрос:Tanya Conrad 19:17 26/04/2013
Моя 14 летняя дочь учится лучше, чем сдает экзамены. Она на экзамене забывает все и теряется. Мы ее поддерживаем и всегда уверяем, что знания важнее сдачи экзамена,. Как мы ей можем помочь? Спасибо!
Ответы:
Клюваева Светлана 12:11 30/04/2013
Для ребёнка всегда полезен собственный опыт родителей, как они с этим справлялись. Можно какие-то физические методы использовать. Например, на нашей руке есть у основания большого пальца такая подушечка. В хиромантии она называется «холм Венеры». Примерно по центру этой подушки есть активные точки, которые помогают снимать стресс. Если надавить на эту активную точку четырьмя пальцами, немножко подавить до того момента, пока не появится пульсация, это поможет немного расслабиться. Также можно расслабиться перед экзаменом, если выпить стакан воды. Вода прибавляет энергии и помогает подавить стрессовые состояния. Ещё очень полезно задавать себе вопрос: «А что такого страшного случится, если вдруг я этот экзамен не сдам?». Можно про это с ребёнком говорить, либо можно его обучить саморефлексии, потому что на самом деле то, что нас парализует во время экзамена, – это страх. Поэтому, задав себе вопрос: «Я не сдам экзамен, что тогда? Я не поступлю в институт. Мои родители очень расстроятся и будут меня ругать», и ответив себе на вопрос, какова, собственно, цена этой неудачи, человек может понять, чего на самом деле он боится.
AIF.RU Ведущий конференций 12:12 30/04/2013
Вот такая формулировка вопроса о том, что знания важнее, чем сдача экзамена, мне кажется очень странной. Ведь всё равно хочется получить «пятёрку». Родители в правильном ключе ей объясняют?
Клюваева Светлана 12:12 30/04/2013
Так как девочка тревожная, впадает в ступор, таким образом родители её поддерживают. Можно ещё говорить: «Вообще-то, нормально, что ты боишься, все боятся. Если ты уж совсем ничего не соображаешь, это не значит, что мы считаем, что ты глупая. Ты не глупая. Такое случается практически со всеми». Надо ещё понимать роль учителей и школы, потому что, помимо родителей, в подростковом возрасте в старшей школе учителя тоже влияют на самооценку ребёнка и формируют его страхи. Надо понимать, не делают ли чего учителя, не пугают ли. И тогда уже вести ребёнка в направлении, в чём учитель прав, а в чём не прав. На самом деле просто разговаривать и поддерживать ребёнка. Мы не можем за них прийти и сдать экзамен. Это их опыт, и этот опыт важен для них.
Вопрос:Александра Москва 11:15 28/04/2013
Что делать, если ребенок не сдаст ЕГЭ? Такое сплошь и рядом! В нашей стране создают законы, которые не действуют и экзамены, которые невозможно сдать!
Ответы:
Клюваева Светлана 12:21 30/04/2013
Я бы этот вопрос задала родителям. Вы его будете меньше любить, если он не сдаст ЕГЭ? Наверное, нет. Ребёнок должен понимать, что даже если он не сдаст экзамен, то он всё равно останется любимым сыном или дочкой и у него будет шанс сдать его ещё раз. При таком настрое, я думаю, что этот ученик сдаст ЕГЭ.
AIF.RU Ведущий конференций 12:22 30/04/2013
Мы говорим о том, как настроить ребёнка, чтобы он сдал ЕГЭ, но этот экзамен – такая непростая штука, не зря же у нас тут все плачутся. Действительно есть те, кто не сдаёт. Бывает так, что ребёнок учился хорошо и не сдал. Тестовая история не каждому ученику подходит на самом деле. Если он не сдал, что делать? Это же и самооценка пострадала, другие сдали, а он нет. Понятно, что родители от этого не будут меньше любить, но как самому справиться с этим?
Клюваева Светлана 12:22 30/04/2013
Страх оценки родителей довольно сильный. Один из самых сильных в этой ситуации. Поэтому надо готовиться сдавать на следующий год. Что тут уже можно сделать? Всем успокоиться и продолжать дальше жить. Ничего катастрофичного не случилось. Будет ещё шанс в этой жизни. Мир не рушится от того, что человек не сдал экзамен. Есть люди, которые не сдают экзамен, не поступают в вуз. Есть люди, которые упорно, по 10 раз сдают экзамены в одни и те же институты, следуя за мечтой. Поэтому ничего страшного, в следующий раз сдаст. Здесь важен настрой родителей. Понятно, что ребёнку непросто, и родители должны взять себя в руки. Следить за собой, потому что той реакцией, которую они демонстрируют ребёнку, они могут нанести ему вред. Родители должны понимать свою ответственность и разделять её вместе с ребёнком.
Вопрос:Латышевы 11:25 28/04/2013
Перед каждой контрольной сын начинает имитировать заболевание, неважно, готов он к контрольной или нет. Учится средне, но мы от него и не требует пятерок, что делать, может надо быть по строже?
Ответы:
Клюваева Светлана 12:13 30/04/2013
Тут хочется сразу отметить, что ребёнок именно имитирует, чтобы не пойти на этот экзамен, а не заболевает. Важно то, как родители реагируют на это. Правильной реакцией будет – не обращать на это внимания и всё равно отправлять его на экзамен. При этом ребёнок показывает, что для него ситуация стресса практически невыносима. А бывают дети, которые на самом деле заболевают, у них появляются психосоматические симптомы, поднимается температура. Это говорит о том, что психика не справляется с таким уровнем стресса, с таким уровнем психологической нагрузки. Если ситуация совсем зашкаливает, то я советую обращаться к специалистам-психологам, которые помогут ребёнку найти внутренние ресурсы, чтобы он с этой ситуацией лучше справлялся.
AIF.RU Ведущий конференций 12:14 30/04/2013
В 17 лет, наверное, можно уже самому психосоматику отследить? Понять, что у тебя плохое самочувствие из-за того, что ты сам себе что-то надумал?
Клюваева Светлана 12:14 30/04/2013
Психосоматика – это реакция ухода: «Я сейчас заболею и на экзамен не пойду». Для человека это самый «лёгкий» способ избежать стресса, который он бессознательно выбирает. Осознанный семнадцатилетний человек может отследить, что он заболевает, когда экзамены, и попросить родителей о помощи.
AIF.RU Ведущий конференций 12:16 30/04/2013
Если у тебя есть такое психосоматическое проявление, то сам ты справишься? Будь тебе 17 лет или 13, неважно. Когда проявляется психосоматика, нам всегда нужен психолог? Или есть какие-то внутренние ресурсы?
Клюваева Светлана 12:16 30/04/2013
У всех есть внутренние ресурсы. И один из элементов – это воля. Можно собраться и просто начать ходить на экзамены или начать публично выступать, смотря в какой области проявляется эта тревога. Потому что, если это страх оценки – это одно. Тогда надо чаще включаться в ситуации, когда тебя будут оценивать. Например, чаще поднимать руку и выступать у доски. Чтобы преодолеть страх публичных выступлений, можно организовывать для друзей и родственников, если есть хороший контакт внутри семьи, выступления. Это можно делать в шуточной форме. Чем больше и чаще ты в эту ситуацию погружён, тем меньше стресс.
Вопрос:Валентина 40 14:46 28/04/2013
Здравствуйте Светлана, мы пообещали нашему ребенку за хороший результат по ЕГЭ подарить машину. Таким образом простимулировали его интерес к учебе, потомучто у него он резко снизился год назад. Но сейчас муж встал в позу и говорит, что это было неправильное решение и денег на машину он не даст, как быть, если мы уже пообещали ребенку, ведь он перестанет нам доверять...
Вопрос:Лариса Х 17:25 28/04/2013
Добрый день, есть ли какие-то способы для детей быстро погасить волнение перед публичным выступлением? Спасибо.
Вопрос:Дарья П 18:55 28/04/2013
Уважаемая Светлана, когда я была маленькой, то перед важными контрольными работами всегда делала шпаргалки, но никогда ими не пользовалась, они у меня были для успокоения души. Вот думаю, может быть дочку научить этому приему, а то у нас что не контрольная, то стресс, или я могу навредить ей своими советами?
Ответы:
Клюваева Светлана 12:19 30/04/2013
Шпаргалки делать полезно, потому что шпаргалки – это систематизация знаний, это попытка все знания структурировать. При этом задействуются разные модальности памяти: зрительная память, моторная. Когда человек пишет шпаргалки, он таким образом внутри себя раскладывает по полочкам эти билеты, эти знания. Поэтому можно научить делать шпаргалки. Другой вопрос – пользоваться ими или нет. Это уже ответственность того, кто эти шпаргалки будет делать. Имея с собой шпаргалки, человек может чувствовать себя увереннее. Но опять-таки, человек должен понимать свою ответственность и знать о последствиях, которые могут быть, если он вытащит шпаргалку и его с ней застукают. Как средство подготовки к экзаменам, шпаргалки – это один из методов систематизации знаний, но лучше их оставить дома. Для некоторых это действительно выход, потому что других ситуаций борьбы со стрессом человек не может придумать. Шпаргалки его как-то успокаивают. Их можно сделать и оставить дома или спрятать так глубоко, что воспользоваться ими будет неудобно, тогда придётся воспользоваться той памятью, которая была активизирована в процессе делания этих шпаргалок.
Вопрос:Юляфффка 20:37 28/04/2013
Здравствуйте,когда нервничаю,то мне словно дыхания не хватает,не могу управлять голосом,что делать?хочу поступать на актерский,но не представляю,как это делать:((((((
Ответы:
Клюваева Светлана 12:17 30/04/2013
Во-первых, надо научиться совладать с собой, немножко взять себя в руки. Если использовать тот метод про пальчики, о котором я говорила, то человек буквально берёт себя в руки и, массируя себя, приводит в чувство. Это очень простые шаги, которые помогут человеку немного успокоиться и посмотреть на себя со стороны. Ну, и конечно, работать с голосом, если она собирается поступать на актёрский. Есть много курсов, которые учат публично выступать и в то же время работать с голосом.
AIF.RU Ведущий конференций 12:18 30/04/2013
Вроде бы можно до десяти посчитать, это тоже успокаивает. Правда, мне это никогда на экзаменах не помогало. Есть ещё какие-то методики?
Клюваева Светлана 12:18 30/04/2013
Можно сделать три больших вдоха. Этот метод позволяет сделать паузу и собраться. Не сразу взрываться на экзаменах, а сделать паузу – прийти в себя, немного осмыслить это. Можно посчитать до десяти, попить воды, подавить на активные точки, они активизируют сопротивляемость стрессу. Это гимнастика мозга. Можно вспомнить ситуацию, когда у вас всё получалось, когда вы чувствовали себя счастливым от того, что у вас получилось какое-то дело. Это могло быть что-то в детстве – вы построили башню из песка, она казалась вам замечательной, вы чувствовали восторг от этого. То есть вспоминаете любую ситуацию и чувство, которое было тогда, когда был успех. Попробуйте это чувство визуализировать или представить, на что оно похоже. Может быть, оно похоже на какую-то птицу, или прекрасный цветок, или ещё на что-то. И в ситуации стресса вызывайте в себе этот образ. Таким образом мы вызываем такой психологический якорь, который нас переносит в то состояние успеха и радости от полученного результата. И это состояние может быть помощником в управлении стрессом.
Вопрос:Лола 10:41 29/04/2013
Хотим отправить дочь летом в лагерь в Болгарию, но поймала себя на мысли, что мне страшно отправлять ее одну, хотя ей 15 лет, она самостоятельная, спокойная и добрая... Подскажите, как быть?
Ответы:
Клюваева Светлана 12:27 30/04/2013
Надо разобраться со своими чувствами. Что пугает? Что может случиться с девочкой? Скорее, это вопрос про то, как быть маме. Девочка в 15 лет вполне может отправиться в лагерь самостоятельно. Так что тут, скорее, вопрос, как маме справиться со своей тревогой. Что пересилит – разум или её чувства?
AIF.RU Ведущий конференций 12:29 30/04/2013
Светлана, вот Вы говорите, что надо подумать о том, чем может грозить несдача экзамена. Я хорошо училась, но если бы я стала думать о том, чем мне грозит то, что я не сдам экзамен, мне бы стало ещё хуже. Тут маме тоже надо разобраться. Мне кажется, что если мама будет себе представлять, что может случиться в лагере, то она сойдёт с ума? В каком ключе мама должна думать?
Клюваева Светлана 12:29 30/04/2013
Что будет с мамой, если девочка уедет в лагерь? Чего она боится? Что девочка будет пить и курить? Девочке 15 лет. Подростки узнают нехорошие слова, пробуют курить и пить. Удержать человека от исследования мира сложно. Нужно быть в хорошем контакте и говорить обо всём этом: «Есть люди, которые курят. И тебе могут предложить. Ты должна сама отвечать за то, что с тобой происходит. Ты должна понимать вред сигарет». Примерно в таком ключе, доверительном. Запрещать что-то подросткам или пытаться их скрыть от реального мира в 15 лет – это довольно сложно. Это уже активный подростковый возраст, когда на первый план выступает компания, общение со сверстниками, поиск себя, поиск ответов на экзистенциальные вопросы. Родители уже могут быть только партнёрами. Для того чтобы родительский авторитет был, можно только в партнёрстве, в хорошем контакте говорить об этом. Тут, возможно, мама не готова к тому, что девочка уже выросла, она уже взрослая, и это вызывает тревогу.
AIF.RU Ведущий конференций 12:30 30/04/2013
Светлана, спасибо Вам огромное! Друзья, спасибо вам, что задавали свои вопросы! Всего доброго!
Вопрос:Павла г Дмитров 11:29 29/04/2013
Добрый день, в нашей семье уже был неудачный опыт написание проверочной работы по математики , после него дочка перестала любить этот предмет и сильно переживает перед каждой новой проверочной работой, можно ли как-то помочь ей? Как родители должны реагировать на плохие результаты в учебе своих детей? Дочке всего десять лет.
Ответы:
Клюваева Светлана 12:20 30/04/2013
Надо понимать, что не все люди сильны в математике. Это правда. В десять лет не надо требовать от ребёнка результата, потому что начальная школа – больше про процесс. Именно в начальной школе закладываются такие важные вещи, как инициатива и предприимчивость, интеллектуальная инициатива и как обратная сторона этой психической функции – вина и чувство неполноценности. Если ребёнок чувствует поддержку от родителей, если от него не ждут только «пятёрок», не культивируют оценочность в семье, ребёнок понимает, что если у него что-то не получится, то это не страшно, он может ещё раз попробовать, и ещё раз. Тогда у него формируется такая психическая функция, как инициатива. Когда он потом выходит на работу, он точно так же легко работает и находит себе дело по душе. Если же всё наоборот, то ребёнок чувствует себя неполноценным во всех сферах жизни, в том числе в учебной деятельности. Тогда у него вообще не возникает желания как-то с ситуацией справляться, потому что нет веры в то, что что-то можно исправить: «Я ведь глупый. Зачем стараться?». Поэтому тут только поддержка. Возможно привлечение учителей для того, чтобы помочь ребёнку, или репетиторов, чтобы девочка чувствовала себя более уверенно в своих знаниях, легче справлялась со стрессом и лучше писала контрольные работы.
Вопрос:Верная жена 11:42 29/04/2013
Уважаемая Светлана, в нашей семье мнения по поводу воспитания ребенка разошлись. Я говорю дочке: учись, ты должна быть самостоятельной, сама зарабатывать деньги. Муж говорит: можешь вообще не учится, выйдешь замуж и будешь жить в шоколаде. И вот она постоянно между двух огней. Наш папа человек - бизнес, появляется, как "красно солнышко" и опять уходит на работу, но он успевает вбить ей в голову, что можно не учиться! Разговаривать с ним без толку, что же мне делать? Я сама работаю, на шее у супруга никогда не висела, хотя мой муж считает, что мы (и я и дочь и мои родители) все обязаны ему по гроб жизни. Не могу сказать, что у нас прекрасные семейные отношения, но в целом терпимые, я закрыла глаза на его любовниц и работу 24 часа в сутки, но меня раздражает, что он пытается сделать из дочери тупую приживалку, одну из тех, услугами, которых он сам пользуется.
Ответы:
Клюваева Светлана 12:26 30/04/2013
Сложно жить ребёнку, когда родители идут в разных направлениях. Девочка, скорее всего, что-то выберет, потому что на детей влияют не только слова, которые мы им говорим, но и собственный пример. Понятно, что люди всегда выбирают наиболее лёгкий способ. Так уж человек устроен. Поэтому ситуация – «ты можешь не работать, у тебя всё будет» – очень заманчивая для девочки. Мама должна для себя понять, в каком направлении разговаривать со своим мужем. Если мама не может найти общий язык с мужем, то, наверное, это говорит о том, что нет понимания между родителями. И девочка ещё должна делать выбор между родителями, соответственно, между двумя формами поведения. Мама может только собственным примером показать, как можно получать удовольствие от дела, как можно работать и иметь что-то для души, работать не потому, что есть какие-то обязанности или чтобы не быть на шее у мужа. Это вряд ли будет мотивацией для девочки, это довод для мамы. Девочка может смотреть на папу и видеть, что он как-то в бизнесе реализуется. Мама может делать акцент на своей работе и на работе папы: «У папы есть проекты, которыми он занимается, ему нравится, он всё время на работе». Не обязательно работать, чтобы это была кабала или каторга, работать можно ради удовольствия и зарабатывать деньги при этом.
Вопрос:Толя Березкин 13:25 29/04/2013
Стоит ли доучивать недоученное прям накануне экзаменов? Сидеть в последний вечер над учебниками или лучше отдохнуть, погулять, лечь спать раньше?
Ответы:
Клюваева Светлана 12:23 30/04/2013
Лучше отдохнуть, но есть люди тревожные, которые не могут отдыхать. Таким людям надо отдохнуть хоть как-нибудь, как получится. Если человеку легче от того, что он ещё раз пролистает какие-то страницы, запрещать не надо. Но тут лучше поберечь себя и постараться понять, что за последний вечер ничего нового ты не усвоишь. Надо расслабиться, успокоиться, лечь пораньше спать, сделать для себя что-то приятное, посмотреть какой-нибудь фильм вдохновляющий.
Вопрос:Мария Псб 15:16 29/04/2013
Добрый день, Светлана, скажите нужно ли родителям присутствовать на экзамене, проводить ребенка в школу или это лишнее, все-таки одиннадцатиклассники - уже не дети ?

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы