Клюваева Светлана 12:07 30/04/2013
Ведущий конференции: Друзья, добрый день! Сегодня на ваши вопросы ответит детский и семейный психолог Светлана Клюваева. Здравствуйте.
Светлана, ЕГЭ был задуман не для того, чтобы усложнить жизнь детям, а для того, чтобы стрессовое состояние было не таким явным, как говорят разработчики экзамена. Как Вы считаете, современный ЕГЭ сдавать сложнее, чем обычный экзамен, или проще? Я имею в виду психологическую составляющую.
Клюваева Светлана: Любой экзамен – это всё равно стресс для тех, кто боится каких-либо оценок. Ситуация оценивания вообще является стрессовой для очень многих. Некоторым людям проще сдавать устные экзамены, развивать тему, давая понять таким образом экзаменационной комиссии, что темой человек владеет. Для некоторых – наоборот. Ситуация, когда надо выбирать правильный ответ, является менее стрессовой. Поэтому на всех не угодишь. Надо приспосабливаться к этим экзаменам. Сейчас экзамены сдают так, раньше экзамены сдавали устно и письменно – это тоже был стресс.
Ведущий конференции: У Вас нет такой однозначной позиции, как у некоторых родителей, что сейчас всё ужасно, а в наше время всё было хорошо? Вы более лояльны к тому, что есть такой способ, как ЕГЭ, для того, чтобы узнать уровень знаний?
Клюваева Светлана: Сейчас это принято уже законодательством, и надо к этому приспосабливаться. Нам с этим жить.
Ведущий конференции: Светлана, я посмотрела вопросы, может быть, это просто так совпало, но в основном пишут про девочек. Девочки более восприимчивы к стрессу, чем мальчики? Или это не так?
Клюваева Светлана: Если ребёнок эмоционален, то это больше видно. Есть ещё такой момент, что девочки более домашние и родители за них больше волнуются, поэтому больше задают вопросы про девочек. Перед экзаменами волнуются как девочки, так и мальчики.
Ведущий конференции: А какой должен быть психологический настрой, когда ребёнок идёт на экзамен? Как он должен себя настраивать?
Клюваева Светлана: В первую очередь, ребёнок должен быть спокойным. Он должен понимать свою ответственность за экзамен, что эти экзамены дают ему некую путёвку в жизнь, что от того, как он сдаст экзамены, зависит, сможет он поступить в хороший вуз или не сможет. Но это опять-таки зависит от зрелости молодого человека, потому что есть люди, которые в 17 лет это понимают, а есть люди, которые в 17 лет всё делают для мамы и папы или вопреки им. Человек должен быть спокоен, уверен в том, что даже если что-то не получится, он не сможет правильно ответить на вопрос, то дома его не будут ругать, то есть это не будет катастрофой для его близких. Ребёнок, которого дома поддерживают, может пойти и спокойно сдать экзамены.
Ведущий конференции: Как может поддержать родитель? Словом, своим присутствием в школе? Каким образом лучше поддерживать?
Клюваева Светлана: Непосредственно перед экзаменами родители сами должны успокоиться, потому что, как правило, те тревога и напряжение, которые порождают родители и учителя, влияют на детей, они в этом поле находятся. Последние месяцы, последние недели они находятся в этой невероятной по степени интенсивности тревоге, которую продуцируют родители. Поэтому родители тоже должны понимать свою ответственность – успокоиться и помогать своему ребенку расслабиться. Понятно, что если за 11 лет ребёнок не усвоил материал, то за последние 2 недели выучить всё невозможно. Степень стресса, в которой ребёнок находится, потому что учителя нагнетают обстановку, одноклассники вокруг тоже волнуются и всё время про это говорят, очень высока. Поэтому родители должны помочь ребёнку расслабиться. А именно: проследить за его режимом; где надо – давать ему возможность погулять, отпустить с друзьями, в кино и т. д. Каждая семья справляется с этим по-своему. У каждого есть свои рецепты, каким образом расслабиться. Самое главное – не нагнетать обстановку. Ребёнок должен понимать, что его не выгонят из дому, не проклянут, ничего такого ужасного не случится. А родитель должен понимать, что это нормальная рабочая ситуация. Практически нет людей, которые бы не сдали экзамен. Все мы с этим сталкивались. Родители могут просто поделиться своим опытом, как они волновались, как они с этим справились. Это тоже будет очень полезно.
Ведущий конференции: А по поводу присутствия родителей рядом? Довести ребёнка до школы, например. Такая забота создает в основном трудности ребёнку или наоборот?
Клюваева Светлана: Это зависит от потребностей. Родители, чуткие к потребностям своего ребёнка, в хорошем контакте с ним, понимают, нужно ему их присутствие в день экзамена или лучше подождать его дома. Ребёнок может сказать: «Я хочу, чтобы ты была рядом». Некоторым действительно это нужно. Некоторым не нужно присутствие, но в любом случае, даже если ребёнок не нуждается в вас физически, то хорошее напутствие, настрой и вера в ребёнка, что у него всё получится, очень важны. Дети чувствуют то, что родители транслируют, и родительские фантазии про собственных детей, как правило, сбываются. Если родитель верит в ребёнка, то, как правило, ребёнок не испытывает проблем в учёбе. Это, конечно, очень вдохновляет или, наоборот, дает потерю надежды, вгоняет в депрессивные мысли.
Ведущий конференции: Вы сказали, что есть дети, которые реально понимают, для чего они идут сдавать экзамены, что это не маме с папой нужно, а ему самому. А если ваш ребёнок ленится, несерьезно относится к экзаменам, как его можно мотивировать? Словами, деньгами, запугать его загубленным будущим? Какую методику лучше использовать?
Клюваева Светлана: Если мы говорим о том, что экзамен уже вот-вот начнётся, то, наверное, надо было раньше заботиться о том, чтобы ребёнок был более осознанным при подходе к экзаменам. Я думаю, что непосредственно перед экзаменом надо просто поддерживать. Больше ничего. Что касается товарно-денежных отношений, то это не лучший вариант, потому что таким образом ребёнок не понимает этой ответственности. Если это способ, в который ребёнок уже включился, начал лучше учиться, и это действительно на него повлияло, то назад уже идти не надо. Если же ребёнок не включился, надо смотреть, почему он не хочет учиться, почему у него нет мотивации, какие посылы родители посылают. Если они ему говорят, что он будет дворником, что он ничего никогда не добьётся, понятно, что с таким настроем на будущее не хочется стараться. Поэтому тут надо очень индивидуально подходить. Ребёнка надо мотивировать. Вообще, хороший родитель ребёнка не запугивает, потому что это приносит парадоксальные результаты. Родители ожидают, что ребёнок испугается и начнёт лучше учиться, но страх парализует и не даёт возможности действовать На самом деле он верит в родительские послания. Поэтому лучшая мотивация – это собственный пример, вера в ребёнка и поддержка его на протяжении всей учебной деятельности с самого начала: «Я верю, что у тебя всё получится». При таком родительском подходе в одиннадцатом классе уже не будет возникать таких проблем, у ребёнка не будет страха перед экзаменами. Скорее, у него будет страх не поступить туда, куда он хочет.
Ведущий конференции: Мы рассмотрели пример, когда уже завтра экзамен и тут родители понимают, что ребёнок к нему не готов психологически. А если мы возьмём более ответственных родителей, которые следят за своим ребёнком? Когда нужно начинать его морально готовить к ЕГЭ?
Клюваева Светлана: Ребёнок сталкивается с какими-то экзаменами, контрольными на протяжении всей учёбы. Подготовка к ЕГЭ начинается в 9–10 классах по всем фронтам, не только со стороны родителей, но и со стороны учителей, в школе. Ребёнок постоянно находится в этой среде. Если он не может справиться со стрессом, впадает в отчаянье, надо будет обучать его каким-то приёмам, которые помогут ему расслабиться.