Жукова Надежда Сергеевна 10:52 21/05/2009
Прежде всего, что считать «неправильной» книгой? Думаю, что плохи просто плохие книги. К сожалению, какого-то эталона для детской книги пока не создали.
AIF.RU Ведущий конференций 10:52 21/05/2009
Какой должна быть детская книга?
Жукова Надежда Сергеевна 10:52 21/05/2009
Первое условие – это хороший русский язык. Второе – художественность. Если автор не владеет простым художественным словом, пусть лучше не и пишет. И третье условие – это сюжет; надо, чтобы он был добрый, обязательно назидательный, хотя сейчас и не любят назидания. Может, поэтому у нас сейчас так много невоспитанных детей. А в старину назидательная часть была очень выражена в литературе. Как же можно без этого? Иначе дети будут делать что хотят, и никогда не станут прилежными.
AIF.RU Ведущий конференций 10:52 21/05/2009
Когда ребенку нужно давать читать взрослые книги, то есть не буквари?
Жукова Надежда Сергеевна 10:52 21/05/2009
Я думаю, постепенно и по интересам. Как у кого получится. Например, один мальчик научится читать, и у него появится интерес к насекомым. И он пойдет в библиотеку изучать насекомых. Другой будет все время над букварем сидеть, а третий начнет планеты изучать. Думаю, что за интересами надо детей следить, но необходимо все-таки дополнительное эстетическое воспитание – музыкальные занятия, рисование. Ребенку надо не только бить ногой по мячу целый день во дворе, но и мозги надо занимать, и поучиться. Музыка очень помогает ребенку – она вырабатывает усидчивость. Раньше ведь многие дети ходили в музыкальную школу. Музыка обязательно должна присутствовать в жизни ребенка. Настоящая музыка, а не на одной ноте с однообразным ритмом.
AIF.RU Ведущий конференций 10:53 21/05/2009
Как доступнее объяснить детям разницу между буквой и звуком?
Жукова Надежда Сергеевна 10:53 21/05/2009
А зачем объяснять? Буквы мы пишем, звуки мы произносим. А если ребенок этой разницы не знает, он от этого пострадает? Нет, конечно! Например, сейчас в математике им говорят, что есть число и цифра. Но даже большинство взрослых не знают разницы между этими понятиями! Это такие знания, которые можно давать, а можно и не давать. Мне совершенно не понятно, почему сейчас большинство педагогов делает упор на теоретические вещи. Например, различие мягких и твердых звуков. Зачем? Это зло великое! Это я считаю обыкновенным вредительством! «Пиши звуки, пиши буквы, а еще квадратики заполни»… - то есть ребенку предлагаются три системы знаков. Что из этого выйдет? Безграмотность. Зачем звуками писать? Чтобы он потом написал «корова» через А? А зачем эти значки делать, прочитывать, сколько букв? Это не улучшает грамотность, а, наоборот, снижает. Потому что добавляется ненужный анализ. Когда мы пишем - это синтез, а они предлагают расчленять процесс письма, и это порождает безграмотность. Я думаю, что когда мы будем писать просто слоги и делать слоговые упражнения, повысится грамотность хотя бы в том, что ребенок не будет опускать гласные. Это самая частая ошибка. Мы совершенно не умеем работать над ошибками. Много лет назад я прочла книгу одного французского педагога. Она собрала очень много тетрадей и по ним изучала ошибки детей. И на наиболее характерные ошибки она составила специальные упражнения. Вот это работа! Кипы тетрадок нужно собрать, ошибки проанализировать… А сейчас так никто не хочет работать.
AIF.RU Ведущий конференций 10:54 21/05/2009
Что делать, если ребенок плохо пишет диктанты? Некоторые дети пропускают почти половину букв.
Жукова Надежда Сергеевна 10:54 21/05/2009
У нас это называется дисграфия, а еще есть дисорфография. Действительно, очень много таких детей, и никто не умеет с ними работать, потому что нет специальных пособий, а есть только одна неглубокая теория, что дети недослышат. А во Франции специалисты уже давно эти ошибки разделяют на дисграфические, то есть написание, и дисорфографические. А мы еще даже не разделили. Одно дело – грамматические ошибки на правило, на орфографию, а другое дело – в написании, когда ребенок путает, в какую сторону писать… У нас есть институты, есть ученые, но, к сожалению, нет пособий.
AIF.RU Ведущий конференций 10:55 21/05/2009
На что нужно сделать акцент при занятиях по вашему букварю?
Жукова Надежда Сергеевна 10:55 21/05/2009
Только на одном: пусть читает. А прочитав букварь, пусть читает дальше. Читает ребенок – ну и прекрасно! Сможет пересказать маленький рассказик (мы этого не требуем, это отдельная сложная для ребенка работа) – совсем хорошо! Чем быстрее ребенок освободится от этого букваря и перейдет к детской литературе, тем нам должно быть радостнее. Тогда записывайте его в библиотеку, и пусть изучает то, что ему интересно.
AIF.RU Ведущий конференций 10:55 21/05/2009
С какого возраста следует начинать обучение чтению?
Жукова Надежда Сергеевна 10:55 21/05/2009
Я бы не торопилась. Зачем? Ребенок должен хорошо развить свою устную речь, отвечать на вопросы, изжить косноязычие, а тогда только уже читать. Я думаю, что раньше, как мы рекомендовали, 4 года 8 месяцев, - это очень рано. А уж в 3 года… Может быть, какие-то уникумы есть, но зачем нам всем на уникумов равняться? Я думаю, не раньше 5 лет стоит приступать к чтению. Мы начинали читать с семи. Когда я училась, педагоги просили родителей не учить детей до школы, потому что это плохо. И мы приходили в школу, и нас там учили – и ни у кого не было проблем с чтением.
AIF.RU Ведущий конференций 10:55 21/05/2009
Сейчас занятия с логопедом воспринимаются как нечто обязательное. Родители считают, что лучше отдать ребенка в логопедический садик… Как вы к этому относитесь?
Жукова Надежда Сергеевна 10:55 21/05/2009
Конечно, логопедический детский садик лучше, потому что там гораздо меньше детей в группе! Все диктуется не желанием исправить речь, а тем, что группы маленькие, по 15 человек. У детей есть период так называемого физиологического косноязычия. Это обязательный период. У всех детей он растягивается на разный срок. Но отличить физиологическое косноязычие от косноязычия у трехлетнего ребенка сложно. В три года все дети плохо говорят. А вот выговорится он или нет – трудно сказать. Конечно, бывают дефектные звуки, заранее их видишь. Но как пойдет развитие дальше, трудно предугадать. Когда начинаешь заниматься с ребенком, тогда и понимаешь. Не надо торопиться. Самое главное все-таки, чтобы ребенок грамотно строил предложения. В предложении развивается речь. А звуки можно потом быстро исправить. А что толку, если ребенок будет чисто говорить, но не сможет построить предложение? Академик-русист Александр Николаевич Гвоздев в своей работе «Вопросы изучения детской речи» описал, как системно развиваются все процессы, как звуки связаны с предложением. Но никто сейчас ничего не читает…
AIF.RU Ведущий конференций 10:56 21/05/2009
Многие родители занимаются с детьми с самого раннего возраста и довольно бессистемно. Не вредно ли это?
Жукова Надежда Сергеевна 10:56 21/05/2009
Я думаю, что всякая безграмотность вредна. Конечно, хорошо, когда родитель занимается с ребеночком чем-то. Но смотря чему учить. Одно дело – играть, собирать кубики, лепить, учить что-то делать по дому. Прекрасно. Но пытаться учить читать с 3 лет – зачем? Конечно, в отдельных случаях это легко дается ребенку, и слава богу, но если возникают какие-то затруднения, то надо подождать и доверить дело специалисту..
AIF.RU Ведущий конференций 10:56 21/05/2009
На рынке сейчас много книг разного качества, много букварей. Все устроены по-разному, большинство – просто развлекательные книги.
Жукова Надежда Сергеевна 10:56 21/05/2009
А зачем развлекаться на «развлекалках»? Если ребенок читающий, пусть прочитает полноценные книги и переходит к хорошей детской литературе. Зачем нужны всякие подделки? Нужно сразу давать хорошую литературу и развивать хороший вкус. У нас много детской хорошей литературы. Зачем же эти все забавы-то? К труду надо приучать, а не к забавам. Пусть лучше музыкой занимается! Вот у меня есть одна знакомая, она музыкант. Она проводила эксперимент на собственном сыне. Она сначала его учила музыке, а потом перешла к обучению чтению. И мальчик очень легко научился читать. Учимся играя – очень вредный лозунг. Потому что в игре человек получает удовольствие. А на занятиях и на работе не всегда удовольствие получаешь. Нужно развести эти понятия и жить по русской пословице: делу время, потехе час. А у нас получается все время потеха. Работать никто не хочет...