Примерное время чтения: 25 минут
386

Задайте вопрос автору «Букваря»!

В конференции участвуют: Жукова Надежда Сергеевна

Надежда Сергеевна Жукова – классик отечественной учебной и методической литературы, известный методист и логопед, кандидат педагогических наук, продолжатель традиций авторитетных советских ученых и педагогов – Е.Ф.Рау, А.Г.Ипполитовой и других. Имя этого автора стало брэндом в области обучающей литературы для детей, символом высочайшего профессионализма.

На протяжении многих лет, благодаря накопленному опыту работы в области логопедии и педагогики, Надежда Сергеевна разрабатывает методическую литературу для обучения детей навыкам чтения и письма, которая пользуется неизменным успехом у родителей и малышей. «Букварь» Надежды Жуковой, по которому училось читать не одно поколение школьников, давно является абсолютным бестселлером.

Авторская серия Надежды Сергеевной Жуковой представлена книгами: «Букварь», «Первая после Букваря книга для чтения», «Я говорю правильно!», «Я пишу правильно! «От Букваря к умению красиво и грамотно писать», «Уроки логопеда». А также издательство «Эксмо» выпустило лучший подарок для ребенка – «Магнитную азбуку» Н.С.Жуковой.

20 мая 2009 года в 12.00 Надежда Сергеевна Жукова ответил на все ваши вопросы:

По какой книге училась читать сама Надежда Сергеевна?

Как изменятся учебные книги для детей в ближайшем будущем?

Как относится к своей популярности автор книги всех времен и народов – «Букваря»?

и многие другие…

За три самых интересных вопроса  подарки от «Эксмо» - комплект из двух книг автора «Букварь» и «Первая книга после букваря». Жукова сама выберет победителей.

Вопрос:ольга 18:40 08/05/2009
как вы считаете,будут ли существовать буквари через тысячу лет, или они будут беспощадно заменены чем-нибудь новым?
Ответы:
Жукова Надежда Сергеевна 10:51 21/05/2009
Когда я работала со своими коллегами-логопедами, мы все время выступали за снижение возраста, с которого следовало начинать оказывать детям логопедическую помощь (когда-то логопедическая помощь оказывалась ребенку от 5 лет, а мы добились, чтобы занятия могли проводиться и с 3-летками). Детские врачи-психоневрологи смеялись над нами и говорили: вы скоро будете учить внутриутробно. А мы им говорили: вот вы и придумывайте, как это сделать! Вот и я так скажу: наверное, через тысячу лет кто-то и придумает что-то новое, а мы пока будем-ка учить детей читать по букварям!
Вопрос:Ирина 21:38 08/05/2009
Что такое неправильные детские книги?Каковы признаки,на основании которых производится их оценка?Чем они так плохи и вредны,на Ваш взгляд,детям?
Ответы:
Жукова Надежда Сергеевна 10:52 21/05/2009
Прежде всего, что считать «неправильной» книгой? Думаю, что плохи просто плохие книги. К сожалению, какого-то эталона для детской книги пока не создали.
AIF.RU Ведущий конференций 10:52 21/05/2009
Какой должна быть детская книга?
Жукова Надежда Сергеевна 10:52 21/05/2009
Первое условие – это хороший русский язык. Второе – художественность. Если автор не владеет простым художественным словом, пусть лучше не и пишет. И третье условие – это сюжет; надо, чтобы он был добрый, обязательно назидательный, хотя сейчас и не любят назидания. Может, поэтому у нас сейчас так много невоспитанных детей. А в старину назидательная часть была очень выражена в литературе. Как же можно без этого? Иначе дети будут делать что хотят, и никогда не станут прилежными.
AIF.RU Ведущий конференций 10:52 21/05/2009
Когда ребенку нужно давать читать взрослые книги, то есть не буквари?
Жукова Надежда Сергеевна 10:52 21/05/2009
Я думаю, постепенно и по интересам. Как у кого получится. Например, один мальчик научится читать, и у него появится интерес к насекомым. И он пойдет в библиотеку изучать насекомых. Другой будет все время над букварем сидеть, а третий начнет планеты изучать. Думаю, что за интересами надо детей следить, но необходимо все-таки дополнительное эстетическое воспитание – музыкальные занятия, рисование. Ребенку надо не только бить ногой по мячу целый день во дворе, но и мозги надо занимать, и поучиться. Музыка очень помогает ребенку – она вырабатывает усидчивость. Раньше ведь многие дети ходили в музыкальную школу. Музыка обязательно должна присутствовать в жизни ребенка. Настоящая музыка, а не на одной ноте с однообразным ритмом.
AIF.RU Ведущий конференций 10:53 21/05/2009
Как доступнее объяснить детям разницу между буквой и звуком?
Жукова Надежда Сергеевна 10:53 21/05/2009
А зачем объяснять? Буквы мы пишем, звуки мы произносим. А если ребенок этой разницы не знает, он от этого пострадает? Нет, конечно! Например, сейчас в математике им говорят, что есть число и цифра. Но даже большинство взрослых не знают разницы между этими понятиями! Это такие знания, которые можно давать, а можно и не давать. Мне совершенно не понятно, почему сейчас большинство педагогов делает упор на теоретические вещи. Например, различие мягких и твердых звуков. Зачем? Это зло великое! Это я считаю обыкновенным вредительством! «Пиши звуки, пиши буквы, а еще квадратики заполни»… - то есть ребенку предлагаются три системы знаков. Что из этого выйдет? Безграмотность. Зачем звуками писать? Чтобы он потом написал «корова» через А? А зачем эти значки делать, прочитывать, сколько букв? Это не улучшает грамотность, а, наоборот, снижает. Потому что добавляется ненужный анализ. Когда мы пишем - это синтез, а они предлагают расчленять процесс письма, и это порождает безграмотность. Я думаю, что когда мы будем писать просто слоги и делать слоговые упражнения, повысится грамотность хотя бы в том, что ребенок не будет опускать гласные. Это самая частая ошибка. Мы совершенно не умеем работать над ошибками. Много лет назад я прочла книгу одного французского педагога. Она собрала очень много тетрадей и по ним изучала ошибки детей. И на наиболее характерные ошибки она составила специальные упражнения. Вот это работа! Кипы тетрадок нужно собрать, ошибки проанализировать… А сейчас так никто не хочет работать.
AIF.RU Ведущий конференций 10:54 21/05/2009
Что делать, если ребенок плохо пишет диктанты? Некоторые дети пропускают почти половину букв.
Жукова Надежда Сергеевна 10:54 21/05/2009
У нас это называется дисграфия, а еще есть дисорфография. Действительно, очень много таких детей, и никто не умеет с ними работать, потому что нет специальных пособий, а есть только одна неглубокая теория, что дети недослышат. А во Франции специалисты уже давно эти ошибки разделяют на дисграфические, то есть написание, и дисорфографические. А мы еще даже не разделили. Одно дело – грамматические ошибки на правило, на орфографию, а другое дело – в написании, когда ребенок путает, в какую сторону писать… У нас есть институты, есть ученые, но, к сожалению, нет пособий.
AIF.RU Ведущий конференций 10:55 21/05/2009
На что нужно сделать акцент при занятиях по вашему букварю?
Жукова Надежда Сергеевна 10:55 21/05/2009
Только на одном: пусть читает. А прочитав букварь, пусть читает дальше. Читает ребенок – ну и прекрасно! Сможет пересказать маленький рассказик (мы этого не требуем, это отдельная сложная для ребенка работа) – совсем хорошо! Чем быстрее ребенок освободится от этого букваря и перейдет к детской литературе, тем нам должно быть радостнее. Тогда записывайте его в библиотеку, и пусть изучает то, что ему интересно.
AIF.RU Ведущий конференций 10:55 21/05/2009
С какого возраста следует начинать обучение чтению?
Жукова Надежда Сергеевна 10:55 21/05/2009
Я бы не торопилась. Зачем? Ребенок должен хорошо развить свою устную речь, отвечать на вопросы, изжить косноязычие, а тогда только уже читать. Я думаю, что раньше, как мы рекомендовали, 4 года 8 месяцев, - это очень рано. А уж в 3 года… Может быть, какие-то уникумы есть, но зачем нам всем на уникумов равняться? Я думаю, не раньше 5 лет стоит приступать к чтению. Мы начинали читать с семи. Когда я училась, педагоги просили родителей не учить детей до школы, потому что это плохо. И мы приходили в школу, и нас там учили – и ни у кого не было проблем с чтением.
AIF.RU Ведущий конференций 10:55 21/05/2009
Сейчас занятия с логопедом воспринимаются как нечто обязательное. Родители считают, что лучше отдать ребенка в логопедический садик… Как вы к этому относитесь?
Жукова Надежда Сергеевна 10:55 21/05/2009
Конечно, логопедический детский садик лучше, потому что там гораздо меньше детей в группе! Все диктуется не желанием исправить речь, а тем, что группы маленькие, по 15 человек. У детей есть период так называемого физиологического косноязычия. Это обязательный период. У всех детей он растягивается на разный срок. Но отличить физиологическое косноязычие от косноязычия у трехлетнего ребенка сложно. В три года все дети плохо говорят. А вот выговорится он или нет – трудно сказать. Конечно, бывают дефектные звуки, заранее их видишь. Но как пойдет развитие дальше, трудно предугадать. Когда начинаешь заниматься с ребенком, тогда и понимаешь. Не надо торопиться. Самое главное все-таки, чтобы ребенок грамотно строил предложения. В предложении развивается речь. А звуки можно потом быстро исправить. А что толку, если ребенок будет чисто говорить, но не сможет построить предложение? Академик-русист Александр Николаевич Гвоздев в своей работе «Вопросы изучения детской речи» описал, как системно развиваются все процессы, как звуки связаны с предложением. Но никто сейчас ничего не читает…
AIF.RU Ведущий конференций 10:56 21/05/2009
Многие родители занимаются с детьми с самого раннего возраста и довольно бессистемно. Не вредно ли это?
Жукова Надежда Сергеевна 10:56 21/05/2009
Я думаю, что всякая безграмотность вредна. Конечно, хорошо, когда родитель занимается с ребеночком чем-то. Но смотря чему учить. Одно дело – играть, собирать кубики, лепить, учить что-то делать по дому. Прекрасно. Но пытаться учить читать с 3 лет – зачем? Конечно, в отдельных случаях это легко дается ребенку, и слава богу, но если возникают какие-то затруднения, то надо подождать и доверить дело специалисту..
AIF.RU Ведущий конференций 10:56 21/05/2009
На рынке сейчас много книг разного качества, много букварей. Все устроены по-разному, большинство – просто развлекательные книги.
Жукова Надежда Сергеевна 10:56 21/05/2009
А зачем развлекаться на «развлекалках»? Если ребенок читающий, пусть прочитает полноценные книги и переходит к хорошей детской литературе. Зачем нужны всякие подделки? Нужно сразу давать хорошую литературу и развивать хороший вкус. У нас много детской хорошей литературы. Зачем же эти все забавы-то? К труду надо приучать, а не к забавам. Пусть лучше музыкой занимается! Вот у меня есть одна знакомая, она музыкант. Она проводила эксперимент на собственном сыне. Она сначала его учила музыке, а потом перешла к обучению чтению. И мальчик очень легко научился читать. Учимся играя – очень вредный лозунг. Потому что в игре человек получает удовольствие. А на занятиях и на работе не всегда удовольствие получаешь. Нужно развести эти понятия и жить по русской пословице: делу время, потехе час. А у нас получается все время потеха. Работать никто не хочет...
Вопрос:Елена Леонидовна 11:45 10/05/2009
Не могу понять, чем букварь отличается от азбуки...
Ответы:
Жукова Надежда Сергеевна 10:51 21/05/2009
Это очень близкие понятия, просто они в разные времена по-разному использовались. Я бы так определила различия: если говорить современным языком, то букварь – это книга для чтения, а азбука – это порядок букв алфавита. Но почему-то чаще любят называть букварь азбукой. Но если уж называют пособие азбукой, тогда и изучать надо в том порядке буквы, в котором они стоят… Действительно, ни к чему эта путаница.
Вопрос:Марьяна, Химки 23:35 10/05/2009
вы помните свой букварь, по которому научились читать? как это было? спасибо.
Ответы:
Жукова Надежда Сергеевна 10:50 21/05/2009
Конечно, нет. Я только помню, что когда мы были маленькими, в 30-х годах, нас хотели учить, по-моему, с помощью тестов. Водили по кабинетам, какие-то предлагали занятия, непонятные ребенку, проводили тестирование. И так это было развито, что правительство издало постановление: «О педологических извращениях в системе образования». К нему, кстати, надо сейчас вернуться в связи с ЕГЭ. Этим постановлением был нанесен огромный удар по всей бюрократической системе тестирования. Все тесты были отвергнуты. Нас вернули в классы, и вскоре появились очень хорошие учебники, мы по ним очень быстро всему научились. То ли это были учебники еще от царских времен, но ни у кого не было никаких проблем с обучением. Была общая рекомендация учителей родителям: сами не учите, придет ребенок в школу, мы его научим. И я не помню, чтобы кому-то в классе не давалось чтение или другие предметы.
Вопрос:Ирина Борисовна 12:28 11/05/2009
Каким был первый букварь в России? Известна ли Вам книга, ставшая его предтечей? Каким требованиям должна соответствовать азбука на сегодняшний день?
Ответы:
Жукова Надежда Сергеевна 10:49 21/05/2009
Букварей как таковых не было в России. Учились все по Евангелию, по молитвословам, а не по отдельным детским книгам. Поэтому и обучение длилось годами, десятилетиями. Обучались в монастырях, каждый монастырь имел свои методы обучения на Евангелии, разные шрифты – кириллица, глаголица, уставы… Обучение чтению было очень трудным. И даже, как вы помните, святой Сергий Радонежский не мог усвоить до отроческого возраста чтения. Это было очень непросто, потому что не было никаких методик, букварей.
AIF.RU Ведущий конференций 10:49 21/05/2009
Каким требованиям должна соответствовать современная азбука?
Жукова Надежда Сергеевна 10:49 21/05/2009
Прежде всего доступностью и легкостью. Очень трудно объяснить доступно. Когда мы говорим ребенку: читай первую, потом добавляй вторую букву – прекрасно. Но стоит только перейти к слиянию в прямой слог – все, стоп! Особенно почему-то проблемы возникают у мальчиков. По 3 месяца учим, учим... Ребенок никак не может выкинуть из головы навык отдельно называть буквы.
AIF.RU Ведущий конференций 10:50 21/05/2009
Как появилась идея с мальчиком, бегущим по дорожке?
Жукова Надежда Сергеевна 10:50 21/05/2009
Когда-то, еще в те времена, когда я учила своего сына, была такая методика слияния: тяни первую буковку и добавляй вторую. Но не было схемы, как это тянуть и добавлять. Тогда пришли новые умники, сказали, что это такое – надо анализом! Вот первая буква, вот вторая, а как вместе? Идея была заложена, но ее не развили. Помню, когда мой сын еще учился, сразу после войны, это было: тяни первую, добавляй вторую. И я решила это рисунком – мальчик бежит по дорожке. Пока мальчик бежит по дорожке от первой буквы до второй, ребенок тянет первую букву. И все сразу стало понятно. Наглядность – большое дело.
Вопрос:Лида 20:19 11/05/2009
Здравствуйте! Недавно видела в магазине Ваш букварь 2008 года издания. Очень понравилось содержание. Только вот одно "но" не дает мне уже несколько лет покоя: куда делся в современных изданиях алфавит с замечательным арбузом, который годами печатался на форзаце? Спасибо
Ответы:
Жукова Надежда Сергеевна 10:49 21/05/2009
Мы же не даем в нашем букваре сразу алфавит, потому что это нам не нужно. Мы его выучим потом. Мы проводим обучение на ограниченном количестве букв. И когда усвоен сам механизм слияния этих букв в слог, мы постепенно подключаем и остальные буквы. И ребенок, получая новую букву, ее прочитывает. А потом уже мы и скажем ему алфавит. Алфавит - это же просто определенное расположение букв такого-то языка. И зачем нам его давать сначала, почему не потом? Если мы будем давать сразу эти знания, ребенок все будет путать. А так он выучивается на маленьком, усваивается система связи – как один звук связывается с другим, как прочитывается… И постепенно свободно подключаются все остальные процессы, все идет очень легко. А если мы выучим весь алфавит, какая гарантия, что ребенок не начнет путать С и З, Р и Л? Никакой гарантии нет. Не вижу смысла учить раньше времени этот порядок. Он выучивается постепенно и в другой последовательности, которая определяется трудностью прочтения этого звука. В очень хорошем старом учебнике Самсоновой автор вся мягкие обозначения отнесла в конец, вместо того чтобы мучить ребенка с самого начала: мяч – там Ч мягкий или твердый? Не нужно давать теорию раньше практики! Нужно вспомнить теорию отражения Ленина: от практики к теории, от теории обратно к практике. Она, по-моему, не отменена еще!
Вопрос:Галина Хаинрих 23:41 11/05/2009
Уважаемая Надежда Сергеевна! Занимались ли вы особенностями обучения чтению детей, воспитываемых на двух языках (немецкий -основной и русский)? Посоветуйте, пожалуйста, как научтить такого ребенка читать по-русски? Возможно сушествует соответствующая литература? Из вашего опыта, насколько отстает в речевом развитии "двухязычный" ребенок от сверсников, владеющих только русским? И ваше мнение о новои методике, когда дети заучивают сразу готовые слоги? Спасибо
Ответы:
Жукова Надежда Сергеевна 13:44 20/05/2009
Вы спрашиваете о так называемом билингвизме. Билингвизм - это плохо. Мы - и ученые, и логопеды - не рекомендуем осваивать одновременно два языка. Следует сначала дать свой – базовый - язык, который является родным (или тот, на котором вокруг все говорят.) Когда он будет усвоен (а родной усваивается очень быстро, к трем годам уже будет усвоен), тогда следует приступать к изучению второго. Вот тогда второй язык воспринимается без интерференции влияния, внедрения одного языка в другой. Многие родители допускают ошибку, давая ребенку одномоментно два языка. Получается, что ни один язык этот ребенок хорошо не знает: один язык мешает другому и в грамматическом отношении, и в произношении. Многие так называемые новые методики – для меня новшества необоснованные. Ребенку же миллион слогов придется заучить! Бессмыслица! Только подумайте: у нас 33 буквы, 10 гласных, 23 согласных, а сколько сочетаний может получиться! Незачем слоги учить! Да, мы читаем по слогам для совершенствования произношения, для тренировки, когда мы только поставили звук, и он еще плохо проговаривается. Но не заучиваем! Я считаю, что заучивание готовых слогов совершенно бессмысленно.
Вопрос:Наталья 20:47 12/05/2009
У меня не вопрос, а благодарность. Ваш букварь, Надежда Сергеевна, большой подарок как малышам, так и родителям. Он у нас один перешел от моей племянницы к моей дочери, а потом и к младшему сыну. Буквы было изучать легко, чтение слоговое, материал интересный. Cпасибо огромное!
Ответы:
Жукова Надежда Сергеевна 13:43 20/05/2009
Я тоже Вам благодарна за такой хороший отзыв о моем труде. Можно только одобрять таких мам, которые так серьезно относятся к воспитанию и обучению своих детей.
Вопрос:Виктория 16:13 14/05/2009
В наше время дети да и взрослые просто не любят читать.На мой взгляд это большая проблема на государственном уровне!Как с этим бороться?Как научить малышей любить и беречь книгу?У меня до сих пор храниться мой первый букварь
Ответы:
Жукова Надежда Сергеевна 12:37 20/05/2009
Я согласна, что это государственная проблема, абсолютно все зависит от государства. Какое поколение оно хочет иметь - дурачков или умников? Если страна хочет иметь дурачков, пусть учат детей так, как сейчас учат – заумными всякими словами. Если хочет иметь развитых детей, нужно приучать их читать, устраивать совместные чтения. Хотя, конечно, Вы задаете очень сложный вопрос. Это действительно государственное дело, но сначала нужно все-таки найти причину, почему дети не любят читать. Не устранив причину, ничего не сделаешь. Что это, влияние вредного телевизора? Компьютера? Или еще какие-то причины есть? Ведь мы-то читали, и до нас все читали. А почему сейчас дети перестали любить читать?
AIF.RU Ведущий конференций 13:41 20/05/2009
Не идет ли это из семьи?
Жукова Надежда Сергеевна 13:41 20/05/2009
Я думаю, что это не семейная, это общая проблема. Разве можно ребенку все время предлагать «веселухи»? Вы посмотрите, как нам рекомендуют воспитывать детей: игровые занятия, спорт - одно веселье. Но, извините, когда ребенок занимается спортом, он развлекается. А где же труд, где выработка усидчивости? К сожалению, нет сейчас такого понятия, как прилежание. Оно утеряно. Все тяпают-ляпают и получают все время от своей деятельности удовольствие, - и больше ничего. Но на этом далеко мы не уедем. Надо с детства приучать к труду, учить делать то, что не хочется.
Вопрос:Федор, 6 лет 20:12 14/05/2009
Почему в Вашем "Букваре" слоги пишутся через черточку?
Ответы:
Жукова Надежда Сергеевна 12:32 20/05/2009
По данным исследователей-русистов, у нас единицей речи, письма и чтения все-таки является слог, а не одна буква. Да и потом, это удобно. Ребенок не сможет сразу перейти к слитному чтению, у него будут сливаться все буквы, и он будет учиться очень долго.
Вопрос:Елена, мама шестилетнего Федора 20:21 14/05/2009
Скажите, что важнее для ребенка, на ваш взгляд, увлечение процессом чтения (то есть складывание букв и звуков в речь) или стоящая за чтением тайна (как сейчас говорят - информация)? И должна ли эта тайна-информация в букваре, азбуке, другой стартовой литературе быть заранее (для читателя-дошкольника) предсказуемой? Насколько это важно, с вашей точки зрения?
Ответы:
Жукова Надежда Сергеевна 12:25 20/05/2009
«Процесс чтения», «складывание букв и звуков в речь», «информационная тайна» - опять какое-то «мудрование»! Надо стараться избегать говорить мудреными словами. Никакой тайны нет. Если и есть какая-то тайна, то она, может быть, для психофизиологов. Когда они расскажут нам про эти тайны, мы это учтем в своей работе. Чтение – это сложный умственный процесс, и если ребенок увлечен этим процессом чтения, любит читать, - радуйтесь! Запишите ребенка в библиотеку, пусть больше читает, приучайте знакомиться с хорошей литературой. Я думаю, что большое будущее будет у таких детей!
Вопрос:Ирина 14:18 15/05/2009
Моей доче 2года 10мес. Понимает всё,говорит в основном слогами,которыми заканчиваются слова,например:пока-"ка",молоко-"ко",облака-"ка" и т.д.Известно,что речевой аппарат формируется до 4х лет,скажите,пожалуйста,с какого возраста эффективнее занятия с логопедом? Спасибо.
Ответы:
Жукова Надежда Сергеевна 12:21 20/05/2009
Девочке еще нет 3 лет, рано беспокоиться о логопедах! Девочка просто еще маленькая, и надо разрешить ей так говорить, как ей удобно. Самое главное - проследить, чтобы она старалась говорить маленькими предложениями, а не просто повторяла слова. Не надо ее переправлять. Разрешите ей говорить так, как она хочет. Между прочим, очень интересный ребенок. Она ведь выделяет ударную часть слова! Это может говорить о многом. Может, у девочки есть легкое снижение слуха, поэтому она слышит только ударную часть, а может быть, наоборот, у нее очень хороший музыкальный слух. Но в любом случае, сейчас это выявить невозможно, да и не к чему. Ребенок развивается НОРМАЛЬНО! Пусть мама ни о чем не думает. Подождите лет до 4-х. А тогда уж будет видно, стоит ли обращаться к логопедам. Мне непонятны многие слова, которые стали сейчас употреблять родители. Они появились недавно, они стали часто встречаться в прессе, но мне кажется, такие якобы умные слова лишены всякого смысла, это обычное «пустоговорение». Например, «речевой аппарат формируется до 4 лет». Что подразумевается под речевым аппаратом? Глотка, язык?.. Образно говоря, человек говорит не языком, а мозгами. В мозгу человека формируется целая система, которая выражается с помощью этого аппарата. Речь развивается по определенным поступательным законам. А вот как она формируется, мы не знаем.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах