Садоводство и огородничество сегодня — один из любимых видов досуга миллионов людей во всем мире. И, что вполне логично, занятие это всегда находило свое место в мировом кинематографе.
И вовсе не в статусе продакт-плейсмента. Может быть, досужий зритель этого даже не замечал, но факт остается фактом. Подчас этот огородный подтекст не просто любопытен, а вполне полезен с практической точки зрения.
«АиФ» начинает небольшой сериал «Киноогород» на эту забавную тему. И начнем мы с суперхита всех времен и народов от Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец», часть первая. Мотивы выбора несложны. Во-первых, Вито Корлеоне был весьма грамотным огородником, а во-вторых, у картины юбилей: первый фильм вышел на экраны ровно 50 лет назад.
Отход от дел
В литературной основе фильма, романе Марио Пьюзо, крестьянская сметка главного героя прописана весьма четко и очень тепло. Ни мафиозные дела, ни нажитое огромное богатство не способны заглушить в душе дона зов земли. «… Дон основательно прибавил в весе за последние годы и всем говорил, что сажает помидоры, заботясь о своем здоровье. Но все знали, что это неправда. Правда заключалась в том, что он любил возделывать свои грядки — радовался, озирая их в ранний час. Они напоминали ему Сицилию, детство, еще не омраченное страхом и горем, гибелью отца…»
Вито с удовольствием покупает фрукты у мелкого торговца, расположившегося возле его конторы, причем со знанием дела, с первого взгляда отбирая реально качественные плоды. В фильме это, конечно, не так заметно, зато в сцене покушения на дона можно увидеть типичный фруктово-овощной ассортимент тех лет. Действие романа (и кинокартины), напомним, происходит в первые годы после окончания Второй мировой войны.
Умение выбирать — результат практики. Она, безусловно, была у Вито до покушения: вырасти в крестьянской семье на Сицилии и не иметь навыков работы в огороде или саду просто невозможно. Однако полностью его талант раскрылся уже после покушения, когда дон начинает долгий процесс передачи власти своему младшему сыну Майклу.
«… Дон Корлеоне вздохнул.
— Похоже, в нынешний год у меня в огороде зеленого перца и помидоров уродится столько, что самим не съесть. Так что ждите от меня подношений. Хочу на старости лет пожить мирно, в тишине и спокойствии. Ну, вот и все. Наливайте себе еще, угощайтесь…».
Тонкости ориентации
В романе огород дона Корлеоне, с которого он получал столь щедрый урожай, описан сжато, но довольно емко.
«…Фасоль уже украсилась сверху беленькими цветочками; частоколом торчали из земли ядреные стрелки зеленого лука. На краю огорода несла почетный караул снабженная носиком бочка с жидким коровьим навозом — первейшее удобрение для овощей. На том же конце стояли дощатые, собственноручно сколоченные деревянные рамы, по планкам которых карабкались вверх помидорные плети, подвязанные толстой белой бечевкой…».
Создатели фильма не совсем точно воспроизвели авторскую картинку. Из всех выращиваемых доном культур мы видим там только томаты, однако критиковать Копполу мы за это не будем, поскольку он подчеркнул аграрный талант дона своими средствами. Поэтому воспользуемся синтезом, совместив в нашем разборе и текст Пьюзо, и кадры из этой сцены.
Чему сразу стоит научиться у Крестного Отца, так это искусству планирования и расположения огорода. Обратите внимание, как грамотно расположены томатные грядки. Растения получают необходимые дозы солнца, причем, что важно, в комфортное время: только утром и вечером, а в губительный полдень посадки спасает тень от деревьев.
Все томатные плети аккуратно подвязаны, плоды в правильном положении. Пару томатов, валяющихся на земле, спишем на неаккуратность реквизитров, готовивших площадку к съемке. Участок хорошо проветривается — никаких глухих заборов, способствующих застою воздуха, потенциально опасному грибковыми заболеваниями растений. Внук дона Корлеоне играет с примитивным, но очень полезным устройством — самодельной модификацией ручного насоса. Он нужен и для опрыскивания растений, и для точечного полива. Дон совершенно правильно предпочитал доставку влаги прямо к корням томатов вместо использования традиционного «общественного» шланга. Посадки Корлеоне обходятся без парника, но укрытие на ночь, как мы видим, есть. Скорее всего это не нетканый материал — в то время лутрасила или его аналогов ещё, естественно, не было — а обычная марля или дешёвая разновидность муслина.
Сортамент
Что же мог выращивать Крестный Отец? Исходя из времени повествования и местоположения — огород располагался на Лонг-Айленде, в Нью-Йорке — с высокой долей вероятности можно предположить следующее.
Из сортов томатов дон, скорее всего располагал самыми популярными: вряд ли он располагал временем разыскивать какие-нибудь редкости. Скорее всего, это были Brandywine, Юбилейный (селекции 1943 года) и Cherokee Purple.
Brandywine до сих пор можно часто встретить на огородах в разных странах. Плоды его могут достигать веса до 700 граммов, обладают отличным томатным вкусом. Нележкие. Хорошо вызревший плод не продержится в транспортабельном виде более 3-4 дней. Урожайность средняя, в умеренных широтах — низкая. Период созревания длинный — не менее 80-100 дней. В условиях средней полосы России для открытого грунта непригоден — только теплица или парник.
Юбилейный на огороде дона Корлеоне мог созреть за пару месяцев и дать не слишком крупные — максимум до 200-250 граммов плоды с преобладанием золотистого цвета с довольно сладким вкусом.
Cherokee Purple не из ранних — созревает максимум за 80 дней, плоды крупные, до полукилограмма. Плети в восток могут достигать 3 метров и более. Вкус нежный, мякоть приятной упругой консистенции. Как и Brandywine, не очень лежкий. Для российских условий пригоден и для открытого, и для закрытого грунта.
Что же касается перцев, которые из рук Крестного Отца могли получить и верный Клеменца, и предатель Тессио, то, вероятнее всего, дон мог использовать родной итальянский сорт, широко распространившийся в США — Фриггителло. Сорт требует довольно теплого климата, много солнца и не переносит пониженных температур. Прорастание семян занимает от 10 до 14 дней, зрелость наступает через 70-80 дней. Как и все перцы, предпочитает хорошо дренированную почву, однако главное при его выращивании — не переборщить с удобрениями: при перекорме резко снижается количество плодов. Сами плоды достигают в длину 7-8 сантиметров.
В сферу огородных интересов дона Корлеоне вполне мог попасть и сорт Поблано. Он очень хорош в жареном виде, а в семействе Корлеоне и супруга дона, и дочь в своих кулинарных изысках предпочитали перец именно жарить (на оливковом масле «Дженко Утра, разумеется). У Поблано довольно высокий куст — до 70 сантиметров, плоды достигают до 15 сантиметров в длину. От посева до сбора урожая обычно проходит не менее 200 дней. Для средней полосы России, например, Поблано годен в теплицах и парниках.
Что же до упомянутых в книге, но не воплощенных на кинопленке салатов и зеленого лука, то Вито мог предпочесть любой из широко распространенных в сороковых-пятидесятых годах сортов салата-латука, зеленый лук же в идентификации не поддается. А вот фасоль — исходя из некоторых сведений в оригинале романа на английском — наверняка была сорта Борлотти или близких к нему. Сорт неприхотливый, с красивыми крупными зернами, цветет именно белыми цветками. Растение формирует кусты 2-3 метра высотой, которым из-за такого роста и обильного урожая обязательно требуется опора. Лопатки немного изогнутой формы, бело-зеленой окраски с красными пятнами или штрихами, длиной до 15 сантиметров. Условия европейской России переносит нормально при условии укрытия от заморозков.
Истинные поклонники «Крестного отца» могут попробовать воспроизвести его огородный опыт. Главное — делать все, может, и не слишком правильно, но обязательно с уважением.
В следующих сериях «Киноогорода» «АиФ» расскажет:
- Какую именно картошку выращивал герой Мэтта Деймона в «Марсианине» и смог бы он ее есть на самом деле.
- Правильно ли ухаживала за своими розами Кэролайн Бернем, жена Лестера Бернема, сыгранного Кевином Спейси в «Красоте по-американски»
- Какие лилейники выращивал герой Клинта Иствуда в фильме «Наркокурьер» и почему они ему так хорошо удавались.