Условная «Культурная революция», охватившая страны Запада, на фоне пандемии коронавируса не только не остановилась, но и значительно ускорилась. Пересмотр исторических фигур со сносом памятников политическим деятелям прошлого, отказ от терминов «папа» и «мама» и многое другое — реалии 2021 года.
«Похищение Европы 2.0»
Малейшие сомнения в новом направлении движения цивилизации не допускаются — достаточно вспомнить обструкцию, которой подверглась автор «Гарри Поттера» Джоан Роулинг, которую даже не уличили, а всего лишь заподозрили в недостаточном уважении к трансгендерам.
В России отношение к происходящему в США и Европе делит общественность на два лагеря. В первом левые и консерваторы, критикующие данные изменения с разных позиций. Условные правые, в первую очередь представители российской культуры, желающие следовать трендам, в массе своей высказываются об изменениях на Западе положительно.
45-летний режиссер Константин Богомолов, художественный руководитель Театра на Малой Бронной, известный своими эпатажными постановками и женитьбой на Ксении Собчак, предложил свой взгляд на текущие процессы, выпустив в «Новой газете» статью под названием «Похищение Европы 2.0. Манифест режиссера».
«В XX веке атомная энергия, которой является человек, вышла из-под контроля. Человеческим Чернобылем стал нацизм. Шок и испуг Европы перед этим взрывом первобытного в человеке оказались слишком велики, — пишет Богомолов. — Освободившись от нацизма, Запад решил застраховаться от “атомной аварии”, ликвидировав сложного человека. Того сложного человека, которого Европа формировала долгие годы Христианства. Того человека, которого описывал Достоевский: одновременно высокого и низкого, ангела и дьявола, любящего и ненавидящего, верующего и сомневающегося, рефлексирующего и фанатичного».
«Это не улыбка Культуры. Это улыбка вырождения»
Режиссер напоминает образ из «Заводного апельсина» Стэнли Кубрика, где преступника путем экспериментальной терапии превращают в существо, отрицающее секс и лижущее ботинки ударившего его: «Современный Запад — такой вот преступник, прошедший химическую кастрацию и лоботомию. Отсюда эта застывшая на лице западного человека фальшивая улыбка доброжелательности и всеприятия. Это не улыбка Культуры. Это улыбка вырождения».
Богомолов продолжает: «Современный западный мир оформляется в Новый этический рейх со своей идеологией — “новой этикой”. Национал-социализм в прошлом. Перед нами этический социализм. Квир-социализм. Siemens, Boss и Volkswagen превратились в Google, Apple и Facebook, а “нацики” сменились столь же агрессивным и так же жаждущим тотального переформатирования мира микстом квир-активистов, фем-фанатиков и экопсихопатов».
Какие же методы, по мнению режиссера, использует Новый рейх?
«В Новом этическом рейхе человека натаскивают на любовь и лишают права свободно ненавидеть, — считает Богомолов. — Ты больше не можешь сказать “я не люблю…”, “мне не нравится…”, “я боюсь…”. Ты должен соотнести свои эмоции с общественным мнением и общественными ценностями. А общественные ценности стали новой Стеной Плача, куда каждый несчастный, обиженный или просто непорядочный индивид может не только принести записку, но и потребовать от нового Бога — Прогрессивного Общества — внесения своей обиды, драмы, страха или болезни в список нового этического Юнеско, придания ей общественно значимого статуса, выделения под нее бюджета и создания специальной квоты во всех сферах общественной жизни».
«Кроме нацизма в вашей жизни ничего, кажется, не случилось»
Ключевые тезисы из статьи Константин Богомолов разместил в Instagram: «Европа — покинутый и оставленный на разграбление вишневый сад. Фирсы прячутся от толп мигрантов, Раневские донюхивают кокаин на остатки здоровья, Петя Трофимов пишет еврозаконы, Аня осознала себя квир-персоной, а доживающие маразмеющие Гаевы, что старик Байден, шамкают дежурные слова о добре и справедливости».
Противостоять происходящему автор публикации в «Новой газете» предлагает формированием «новой правой идеологии вне радикальной ортодоксальности».
Как и следовало ожидать, у многих представителей российской богемы, предпочитающих следовать «генеральной линии Запада», манифест Богомолова вызвал раздражение.
Редактор журнала «Искусство кино» Зинаида Пронченко на своей странице в Facebook пишет: «Что хочется сказать Константину, видимо, не читавшему Мишеля Фуко или читавшему, но позабывшему палимпсест мировой философской мысли за последние полвека. Всего вам с Путиным самого хорошего! Кроме нацизма в вашей жизни ничего, кажется, не случилось. Поезжайте вместе в Иерусалим, когда его откроют, закажите хумус и барашка или в Дахау, сделайте селфи на сложных босховских щах, как и полагается настоящим бесам, монокультурным мужественным натуралам. Только нас с омоновцами оставьте в покое, мы тут дружным путинским прекариатом как-нибудь разберемся без ваших манифестов. Разберемся, позовем вас — кого в Гаагу, кого в Авиньон — выступить с правым дискурсом, а не разберемся, тоже позовем, в конце концов на кладбище с вами вместе лежать можно. Остальное вряд ли».
«Встречайте новое поколение. Оно грядет»
Режиссер Андрей Звягинцев, обладатель главного приза Венецианского и лауреат Каннского кинофестивалей, выпустил все в той же «Новой газете» свою статью, где, не вступая в прямую полемику с Богомоловым, сулит России скорое преображение в европейском духе: «Общество схвачено страхом, но ютится он в средоточии поколения бумеров, кто помнит “совок” или тех, кто родился на его излете. Однако уже очень скоро объявит свои права новое поколение; те, кто родился на входе в XXI век и полон сил; они не будут готовы мириться с таким положением дел, когда в их стране нет ни перспектив, ни справедливости, ни закона. Они возьмут эту страну в свои молодые руки и стряхнут с нее прах старья, консерватизма и страха. Сейчас им всем 20–30 лет. Уже совсем скоро им вступать в свои права. Встречайте новое поколение. Оно грядет, а чтобы страх не съел их души, пусть их души съедят свой страх».
Удивительное дело, но Звягинцев по большому счету ничем не отличается в своих тезисах от реформаторов начала 1990-х, которые открыто заявляли о том, что их изменениям мешают старшие поколения. Минуло 30 лет, и вот опять те, кто постарше, не угодили, на сей раз Звягинцеву.
Тут как раз не худо будет вспомнить, что пресловутый «Левиафан» в основе своей имеет американскую историю, которую мастер перенес в российские реалии.
«Слепаков-Явлинский-Богомолов. Три столпа "выищехужипутина"»
Сценарист Олег Козырев не стал пускаться в глубокие рассуждения о тезисах Богомолова, написав: «Ахаха. Слепаков-Явлинский-Богомолов. Три столпа “выищехужипутина”. Я уж думал, что Богомолов реально про культуру написал. Ан нет. Пугалку про Европу. Что ещё ржачно, так то, что аудитория статьи — те, кто из Европы отдыхать не вылезает». Далее Козырев решил написать на манифест режиссера нечто вроде пародии: «Похищение Прасковеевки 2.0. Раньше там росла иглица колхидская да держидерево, среди которых бегал енот-полоскун. А теперь поросший плесенью стрип-шест, кальян, бухач-лаборатория, аквадискотека да казино. Надо заново строить нашу Прасковеевку. Прасковеевку, о которой мы мечтали».
Если в целом оценивать реакцию на статью Богомолова правого лагеря, включая не только знаковые фигуры, но и рядовых представителей, то ощутимо преобладает недовольство. По мнению оппозиционеров, Богомолов своей критикой «цивилизованного мира» мешает им вести борьбу с режимом.
«Вся сложность человека, по Богомолову, — это право на насилие»
Вот всего несколько комментариев из Instagram режиссера:
«Бедная, несчастная Европа: пенсии по несколько тысяч евро, инфляция близка к нулю, валюта стабильная, сбережения не сгорают, образование шикарное, поддержка государства в период пандемии. Срочно надо им рассказать, что неправильно они живут! Не умеют! Не знают! У них же в деревнях во всех канализации!!!! Пропадут!»
«Что вам и нам Европа? Вы про российскую идеологию и развитие напишите. Вот ЭТО интересно».
«Константин, всё, что вы написали про Европу, очень интересно. Напишите, пожалуйста, так же гениально и про Россию. С какой пьесой Чехова сравнить то, что происходит у нас?»
Основной посыл защитников новых европейских ценностей — Богомолов просто не понимает того, о чем пишет.
«Как и ожидалось, набор глупостей от человека с мышлением из XIX века. Он даже не пытался понять, как устроена современная европейская цивилизация. Все его данные почерпнуты из “советских газет”, что с идеологией “этического рейха” выступает он сам, а развитые страны выдвигают защиту прав личности на первый план. А вся “сложность человека”, по Богомолову, — это “право на насилие”, которое современный мир отвергает в принципе», — пишет один из пользователей.
Мы построим новый рай…
Некоторые и вовсе сочли, что заказ на формирование «новой правой идеологии» Богомолов получил от кого-то из высокопоставленных представителей российской элиты.
Если подвести небольшой итог, то можно сказать, что автор «Манифеста» как минимум угадал природу российских адептов «Нового этического рейха» — они категорически не готовы вести дискуссию по существу, предпочитая предавать анафеме всех, кто с ними не согласен.
А подобное человечество видело уже десятки раз — будь то классическая «охота на ведьм» времен инквизиции, будь то Третий Рейх, будь то Комиссия по антиамериканской деятельности сенатора Маккарти, будь то современная Украина.
И если таким вот «радикальным борцам за все хорошее» дать палец, они не то что откусят руку, а сожрут чужака целиком. С чувством превосходства и исторической правоты.