Примерное время чтения: 5 минут
67

Особое мнение. Эксперты обсудили, как выйти из культурного кризиса

Художники Андрей Шевченко и Андрей Кулагин.
Художники Андрей Шевченко и Андрей Кулагин. АиФ

Отечественная культура находится в состоянии упадка. К такому выводу пришли эксперты из самых разных областей искусства: литературы, живописи, кинематографа — во время дискуссии в рамках проекта «Платформа».

Экспертный клуб, организованный при содействии инвестиционной группы «Волга», издательского дома «Аргументы и факты» и издательско-консалтинговой группы «Праксис», уже завоевал популярность в экономических и политических кругах. Заседания клуба являются хорошей возможностью для экспертов обсудить самые важные и актуальные вопросы в различных сферах. В этот раз клуб открыл для себя новую территорию — в центре внимания впервые оказалась культура. Дискуссия вышла бурной, со спорами и дебатами — а от этого ещё более интересной.

В качестве экспертов в заседании клуба приняли участие поэт Андрей Дементьев, художники Андрей Кулагин и Андрей Шевченко и другие культурные деятели. Писатель Тарас Ракин сравнил искусство со сном. «Иногда сны бывают беспочвенные — неинтересные и никому не нужные. Причём таких большинство. Но почему нам снятся скучные сны? Потому что мы скучные люди. А почему мы скучные люди? Потому что мы держимся общих мест — того, к чему все склонны и чему все придают значение». Поэтому художник не должен «быть скучным», иначе вместо красивых и ярких «снов-произведений» получается «бессонница». Кстати, по мысли Ракина, сейчас в искусстве именно такое состояние. А вот «если отказаться от «общих тяготений», то человек перестанет быть скучным».

Художник Андрей Шевченко выразил мнение, что художникам, да и вообще всем людям, надо просто «быть позитивно настроенными и не тормозить». Шевченко оценивает чужие творения так: «Моя линейка следующая: размещу ли я этот арт-объект у себя дома? А если это большая скульптура, то размещу ли я её у себя за городом? Всё то, чего я не захочу видеть рядом с собой, всё то, мимо чего не захочу ходить в своём доме, — не интересно для меня. Пусть это имеет право на существование и для кого-то является искусством, но для меня — нет. Моё убеждение — любое произведение искусства должно быть заряжено позитивом и нести в себе положительные эмоции, жизнерадостность. Терпеть не могу какие-то чёрные картины с отрезанными частями тела! Они продаются за миллионы долларов на аукционах Сотбис, а я сижу и думаю: „Ну как с этим можно жить?“».

Кстати, сам артист наглядно показал, как «должно» выглядеть искусство. Он является автором картин, на которых инопланетянин путешествует по Земле и всюду лепит кремлёвские звёзды. А к некоторым зданиям, например к египетским пирамидам, «пристраивает» красные кирпичные стены — как у Кремля. Глядя на произведения Шевченко, присутствующие заулыбались, а сам художник заявил: «У российского искусства есть я. Всё хорошо, всё очень хорошо!».

Исследователь культурных процессов Николай Махарадзе рассказал, что на Западе художников «выращивают» галеристы, вкладывают в них деньги. А в нашей стране такой системы нет: таланты должны пробиваться сами. Возможно, отсюда и упадок? «Современное искусство интересуется своим языком, своими возможностями. Раньше искусство было для человека радостью узнавания — «как похоже, хочется потрогать». Но процесс ушёл далеко вперёд. Современное искусство — роскошь, которую могут себе позволить свободные люди, которым интересна реакция других людей, их язык. У нас мало интереса к чужой свободе и к диалогу», — добавил Махарадзе.

В итоге эксперты сошлись во мнении: чтобы выйти из состояния упадка, отношение к искусству должны изменить и художники, и галеристы, и зрители. Возможно, на следующих дискуссиях эксперты предложат новые решения — двух часов для обсуждения таких глобальных проблем оказалось недостаточно.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах