Агрессию надо изживать
- Вячеслав, считается, что в России юмор всегда был трагикомический: главными персонажами выступали антигерои - пьяницы, бомжи, тунеядцы...
- Это во всей нашей культуре. Например, князь Мышкин из «Идиота» Достоевского или Ванечка-дурачок, который провалялся на печке всю жизнь. Почему их любят и жалеют? И не только их. У нас очень много таких героев. Всё потому, что в нашей славянской культуре главная нота - нота сострадания. А пьяницы, бомжи и тунеядцы, как никто другой, нуждаются в сострадании. Наши люди душой откликаются на их несчастья. Когда кому-то плохо, у нас практически всегда попытаются помочь. И не деньгами даже, а просто выслушают.
- Один российский писатель сказал, что сегодня современная культура навязывает нового, агрессивного героя, который живёт по правилу: любить себя, плевать на всех, и в жизни ждёт тебя успех.
- Я не интересуюсь ни попсой, ни интеллектуальной культурой. Я не вижу, чтобы в ней появилось что-то новое. Современные фильмы, театральные постановки в основном обыгрывают тему жестокости - так модно. А я стараюсь не смотреть эти фильмы, не читать эти книги, не ходить на эти спектакли, потому что ни у меня в детстве, ни у моих детей никогда не было пистолетиков. Я отбирал для них компьютерные игры, в которых нужно что-то создавать, придумывать, изобретать. Отчасти благодаря этому мои дети выросли добрыми и отзывчивыми людьми.
«Нужно активно насаждать искренность и доброту».
- На агрессию вообще не реагируете?
- Для меня идеал - толстовское непротивление. Но подставить другую щёку и отойти - недостаточно. Нужно рядом с агрессивностью активно насаждать искренность и доброту, стараясь восстановить баланс. Есть люди, которым предназначено активным физическим путём восстанавливать справедливость, а есть те, кто делает это при помощи интеллекта. Если в моём окружении появляется человек, который ведёт себя агрессивно, я потихонечку стараюсь из этого места испариться.
А потом прихожу туда со своими друзьями и с шутками-прибаутками стараюсь вытеснить это существо с нашей территории.
- Ваши слова: «Клоун - это такая маленькая точка, которая отражает весь мир». Какой у современного мира клоун? - Я - клоун, находящийся в оппозиции к этому миру. По мне ты можешь прочитать, чего в нашем обществе не хватает. На моём флаге написано: «Радость и нежность». Это значит, что сегодня в мире мало радости. Сегодня все проблемы решают не мирным путём, а взрывают, бомбят.
- А как же «радостная анархия», которую вы призываете повсюду насаждать?
- Призываю! Мы должны себя отпускать! Именно от сдерживания и образуются проблемы. Раньше были настоящие карнавалы, где человек выпускал своё напряжение. Я пытаюсь возродить это.
Люблю людей, живущих стихийно, на импровизации. Как и я. Помню, выступали мы во Франции. В финале спектакля отходим к сцене - занавес поднимается, уходим - он опускается. И вот подняли занавес, а на сцене оказалась открытой дверь, за которой находилась площадь. Я тихонько шепнул: «Откройте нам ворота». Техники открыли ворота, и перед нами оказалась огромная площадь, падающий снег, фонарь. Мы начали уходить на эту площадь, отошли уже на 500 метров, а публика сидит и смотрит. Мимо проезжает такси. Я его ловлю, мы садимся и уезжаем. Такие импровизации разрушают структуру обыденности.
- Недавно в одной телепрограмме обсуждался вопрос, что спасёт наше общество. Пришли к мнению, что красота нас уже не спасёт.
- Мы постоянно пытаемся искать что-то, что нас спасёт, но ищем не там. У нас почему-то красота и доброта существуют не вместе. А у меня ощущение, что красота и есть доброта. А доброта соответственно и есть красота. Как может быть красота злая? Вот я вижу, что женщина красивая, но если у неё злой, отрицательный дух, я не чувствую её красоты. Вот про Дориана Грея писали, что он красив. Но, думаю, врали.