Не то что годами, а целыми десятилетиями в отечественном культурном поле находятся представители бывших союзных республик. Они снимаются в фильмах, ставят спектакли, пользуются любовью зрителей. И все это скрипя зубами.
В Россию — ни ногой
О странном, мягко говоря, поведении отечественного культурного бомонда мы писали уже не раз. Но, помимо собственных деятелей, есть еще и условные иностранцы.
«Условные» — потому что вряд ли кто-то рассматривал, к примеру, того же Ивара Калныньша как чужого. Ну как может быть чужим человек, обретший популярность еще в советские годы и никогда не исчезавший из отечественных проектов — как в кино, так и на телевидении?
У Калныньша разброс ролей был невероятный — от сотрудника КГБ в политическом боевике «ТАСС уполномочен заявить» до героя женских грез в «Зимней вишне». Ивар Эдмундович в свое время умудрился даже сняться в двух клипах музыкальной группы «Стрелки».
И вот теперь звездный артист выказывает свое негодующее «фи», говоря о том, что с Россией он заканчивает все отношения. Не вынесла душа поэта специальной военной операции по защите ДНР и ЛНР.
Спячка гражданского чувства
Казалось бы, у каждого есть право на политический выбор. Но есть в поступке Калныньша нечто, что заставляет относиться к нему несколько иначе.
Он родился в Риге в 1948 году в рабочей семье. Столица Латвийской ССР, а теперь независимой Латвии — это город, где десятилетиями компактно проживали русские и латыши. Наверное, поэтому и в самом Калныньше не чувствовалось какой-то отчужденности.
Но вот какое дело — перелопатив многие интервью артиста, не удается найти таких, где он высказался бы против проводимых в родном его городе маршей в честь легионеров СС. Ничего никогда Калныньш не говорил против так называемого института «неграждан», не вступался за русские школы. Да и в целом, актер, зарабатывавший в России, к проблемам своих соседей и земляков, русскоязычных граждан Латвии, относился равнодушно.
И никто в России не требовал от него — будьте любезны, Ивар Эдмундович, определитесь уже! У нас исходили из постулата, что он актер, а не политик.
Чего не замечал Ивар Эдмундович
Да что там русские. Свою большую карьеру Калныньш начал с фильма «Театр», в котором стал партнером легендарной актрисы Вии Артмане.
О работе с ней он говорит в интервью с восхищением. А вот о чем не говорит, так это о том, что в независимой Латвии народную артистку СССР выгнали из собственной квартиры — возвращали дом прежним хозяевам, сбежавшим в своем время от Советской власти.
Тогда на защиту Артмане встали многие российские актеры. А вот Калныньш как-то растворился — может быть, конечно, помогал очень тихо, но своей гражданской позиции относительно данного свинства не выказывал.
И вот теперь у 73-летнего артиста неожиданно прорезалась политическая позиция. Но так, извините, не бывает.
Ее можно было бы принять, если бы позиция была и раньше. А как понимать предыдущее молчание? Калныньша устраивали марши эсэсовцев, притеснения русских в родной республике, издевательства над Артмане? А если смотреть шире, раз уж он сам поднял украинскую повестку — ему нравилось сожжение людей в Одессе? Бомбардировки городов Донбасса? «Черные списки» российских актеров, вводившиеся в Незалежной? Все это никак не коробило высокие гражданские чувства Калныньша?
Бандера заплатит: «путевка в жизнь» для режиссера Туминаса
Лучше всего в данной ситуации подходит выражение «пригрели на груди змею». И ладно бы одну. Художественный руководитель Театра имени Вахтангова литовец Римас Туминас, приняв пранкеров Вована и Лексуса за министра культуры Украины Александра Ткаченко, в разговоре пообещал помочь поставить в Киеве спектакль «Мой друг Бандера», похвалил отмену русской культуры в Европе и признался, что свою деятельность в Москве рассматривает как политическую, «обрабабывая» в правильном духе российских артистов. А еще высказался в том духе, что работу в России воспринимает как возможность использовать неприятное ему государство, получая с него деньги.
В данном случае терпение лопнуло — Туминаса не только выставили вон, но и лишили ранее присужденной премии Правительства России в области культуры. Но при этом значительная часть российской богемы по Туминасу горюет — ни за что, дескать, обидели хорошего человека.
Будулай и Мимино: как добро превращается в …
Началось это, конечно, не сейчас. Многие артисты, режиссеры, музыканты, прославившиеся в СССР, во времена перестройки ударились в национализм самого прямого пошиба.
Всенародно любимый Будулай — народный артист СССР Михай Волонтир — став депутатом парламента Молдавской ССР, выступал против «российской оккупации» и за ограничения русского языка.
Спустя два десятка лет нищего и тяжело больного актера будут лечить в Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга, а деньги на содержание выделит правительство Москвы. Говорят, Будулаю в конце жизни стало стыдно, за то, что он творил, ввязавшись в политику. Но гораздо больше тех, кому не стыдно совсем.
Любимый «Мимино», артист Вахтанг Кикабидзе, в Россию давно не кажет носа. Ну хорошо, оскорбило чувство грузинского патриота поражение армии Грузии в Южной Осетии. Но ведь поносит-то Кикабидзе не нынешние российские власти, а страну, от которой он все регалии получил.
О реакции на развал СССР он говорил так: «Очень обрадовался. Даже стол накрыл. Ребята сидели, гуляли и очень сильно напились тогда, я помню. Такие необычные истории рассказывали, все связанные с этим событием. Наверное, если бы он не распался, они в жизни бы рта не открыли… Я ненавижу герб Советского Союза, серп и молот. Это же надо было... Какие мозги должны были быть у нас, чтобы такой герб страны придумать? Это все было связано с, извините за выражение, хреновой жизнью этой огромной страны».
Народная нечисть Советского Союза
Это говорит человек, который без СССР остался бы провинциальным тбилисским певцом, а не любимцем многомиллионной страны. Не приезжая в Россию, Кикабидзе не стесняется годами заниматься «чесом» по другим бывшим советским республикам, где он известен только благодаря своему советскому прошлому.
Народная артистка СССР Ада Роговцева сегодня не только поддерживает нацистские формирования, но и рассказывает, что в советские годы ее притесняли по национальному признаку. Ох, уж эти страшные советские притеснения — с одной из главных ролей в знаменитом «Вечном зове», в «Павке Корчагине», в «Укрощении огня», с орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», и прочее, и прочее…
При этом, когда пахнет гонорарами, любой протестующий «от культуры» легко может спрятать клыки и копыта, и прибыть на очередной российский корпоратив. Как говорится, война войной, а обед по распорядку.
Владимир Зеленский, понятно, не Кикабидзе и не Калныньш. Но и он никакой политической карьеры не сделал бы, если бы криворожского мальчонку не пригрели в юмористической передаче на российском ТВ. Да и потом, разругавшись с главным боссом, Зеленский не вылезал из российского кино, а сериалы впаривал российским телеканалам даже тогда, когда из кресла президента называл Россию «агрессором».