Старомодная шляпка в кружевах, фотокамера в руке, черные очки — почти карикатурная старушка-иностранка в фильме «Бриллиантовая рука» мелькает в нескольких эпизодах. Незначительная роль, массовка. Но за этими кадрами любимого фильма скрывается одна из самых удивительных историй нашего кино.
Любовь врага
1969 год, когда на экраны вышла лента Леонида Гайдая, в идеологическом плане несравним с довоенными годами. Что-то было уже можно, что-то нельзя. Но существовали, как казалось тогда, и навечно проклятые фамилии, которые пытались затереть из русской истории. Те, кто едва не уничтожил Советскую Россию, — Врангель, Юденич, Деникин... И первым в списке — адмирал Колчак. Верховный правитель России, расстрелянный в Иркутске в 1920 году, после разгрома, который он потерпел от Красной армии.
Советские историки много писали о зверствах Колчака и его армии, а тех, кто был с ним, преследовали на протяжении многих лет. И все, что было связано с именем Александра Васильевича, подвергалось безусловному осуждению.
Тем удивительнее, что в роли той самой «не нашей старушки» в «Бриллиантовой руке» снялась Анна Тимирева (Книпер). Возлюбленная Колчака, которая была рядом с Верховным правителем до последних дней и была арестована красными комиссарами вместе с ним.
«Без Вас мне невозможно»
В 2008 году вышел фильм «Адмирал», в котором Колчака играл Константин Хабенский, а его возлюбленную Анну Тимиреву — Елизавета Боярская. Режиссер Андрей Кравчук попытался рассказать историю их любви. А история и правда захватывающая.
Сам роман Тимиревой и Колчака начался в 1915 году. Шла Первая мировая, Колчак руководил минной дивизией Балтийского флота. На Балтику получил назначение и капитан первого ранга Сергей Тимирев, первый муж Анны (ее девичья фамилия — Сафонова, она дочь знаменитого дирижера, ректора Московской консерватории Василия Сафонова). Юной офицерской жене было 22 года, в 1914-м у нее родился сын Владимир.
Колчаку тогда был 41 год, он был женат. Его супруга Софья после бегства из Прибалтики жила в Гельсингфорсе (сейчас Хельсинки) вместе с мужем. Из трех детей, родившихся в семье Александра Васильевича, в живых оставался только сын Ростислав. Первая дочка умерла во младенчестве, вторая простудилась как раз во время побега в Финляндию и умерла в возрасте двух лет в конце 1914 года.
О романе Колчака, конечно, все знали, но, как водится, сохраняли приличия. Можно только догадываться о чувствах обманутого мужа Тимиревой и скорбящей о дочери Софьи Федоровны.
Летом 1916-го Колчак был назначен Командующим черноморского флота и отбыл с женой и сыном в Севастополь. В августе он писал своей возлюбленной: «Прошло два месяца, как я уехал от Вас, моя бесконечно дорогая, и так жива передо мной картина нашей встречи, так же мучительно и больно, как будто это было вчера, на душе... без Вас моя жизнь не имеет ни того смысла, ни той цели, ни той радости. Вы были для меня в жизни больше, чем сама жизнь, и продолжать ее без Вас мне невозможно».
Февральская революция 1917 года изменила все. Монархист Колчак стал морским министром Временного правительства, а после прихода к власти большевиков — одним из лидеров Белого движения. В ноябре 1918 года он объявил себя Верховным правителем России и создал собственный довольно жесткий режим на огромной территории со столицей в Омске.
Его супруга с сыном уехала из Крыма в Европу, а Анна Васильевна, наоборот, перебралась в штаб Колчака. Она работала в новой администрации на разных должностях, но неизменно была рядом с любимым. Пикантности ситуации добавляло то, что морскими силами государства, созданного адмиралом, руководил ее законный муж. Но с ним она официально успела развестись в 1918 году.
«Мадам Колчак»
В феврале 1920 года все было кончено. Колчака расстреляли. Бывший муж Тимиревой эмигрировал в Шанхай, где и умер в 1932 году. Анна Васильевна с маленьким сыном осталась в новой для себя России.
Ее вместе с другими работниками колчаковской администрации освободили в 1921 году, потом арестовали снова, она год провела в Бутырской тюрьме. После освобождения снова вышла замуж за инженера Всеволода Книпера.
В 1925-м Тимиреву-Книпер выслали из Москвы на три года. Она вернулась. В 1935-м снова приговор — пять лет, неожиданно замененный ограничением проживания в крупных городах. Но эта удивительная для тех лет мягкость оказалась временной. В мае 1938 года ее приговорили к восьми годам лагерей. А в марте того же года на Бутовском полигоне был расстрелян ее единственный сын — 23-летний художник Владимир Тимирев. Считается, что причиной ареста стало даже не происхождение юноши, а донос родителей его девушки, которым не нравился ухажер дочки. Впрочем, для жесткого приговора в 1938 году такой родословной, как у него, хватило бы и без доноса.
Говорят, что в лагере Тимиреву называли «мадам Колчак». После выхода на свободу она поселилась за 101-м километром от Москвы. Ее второй муж ушел из жизни в 1942-м. Две сестры умерли в блокаду. Одинокая женщина была реабилитирована через несколько лет после смерти Сталина, как и ее сын. Ей разрешили вернуться в столицу.
Старые друзья не отвернулись от Анны Васильевны. Еще одна ее сестра, Елена Сафонова, была очень известным художником, ее иллюстрации выходили во многих изданиях в книгах самых популярных писателей, она работала в известных театрах.
Сама Тимирева-Книпер за время своих скитаний по стране сменила много профессий, но на пенсии в Москве жила бедно. За нее вступились известнейшие деятели культуры, такие как Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Давид Ойстрах и многие другие. И от Минукульта Анне Васильевне была назначена персональная пенсия. Не за биографию, конечно... Она писала стихи, была очень неплохим художником.
Ее приглашали на съемки, она, например, консультировала по вопросам этикета Сергея Бондарчука во время съемок «Войны и мира» и даже мелькнула в одном из эпизодов. У нее была небольшая роль в фильме «Умеете ли вы жить?» и, наконец, тот самый эпизод в бессмертной комедии Леонида Гайдая.
Анна Васильевна умерла в 1975 году, ее похоронили рядом с сестрами на Ваганьковском кладбище в Москве.
Увы, в те времена, конечно, никто бы не решился похвастаться в мемуарах своим знакомством с «любовницей Колчака». И теперь можно только догадываться, какой была эта женщина с такой удивительной судьбой. Об этом могут рассказать, пожалуй, лишь ее стихи:
Полвека не могу принять,
Ничем нельзя помочь,
И все уходишь ты опять
В ту роковую ночь.
А я осуждена идти,
Пока не минет срок,
И перепутаны пути
Исхоженных дорог.
Но если я еще жива,
Наперекор судьбе,
То только как любовь твоя
И память о тебе.