В последние годы стала проявляться интересная закономерность — наибольший резонанс в обществе вызывают не новые работы отечественных артистов и режиссеров, а их, мягко говоря, неоднозначные высказывания на общечеловеческие темы.
«Ни предприимчивость, ни достоинство не являются национальной идеей»
Героем февраля 2018 года, безусловно, можно считать народного артиста России Алексея Серебрякова, который в интервью Юрию Дудю высказал свое мнение о положении дел в современной России и о национальных особенностях россиян.
«Я думаю, что если отъехать на 30, 50, 70 километров от Москвы, много элементов 90-х годов вы увидите. Так или иначе, до сих пор ни знания, ни сообразительность, ни предприимчивость, ни достоинство не являются прерогативой, национальной идеей. Национальной идеей являются сила, наглость и хамство». На вопрос журналиста, когда артист сам сталкивался с этим в последний раз, Серебряков заявил: «Да, собственно говоря, сегодня. Дал взятку гаишнику». Слегка ошарашенному репортеру актер пояснил: «Я нарушил немножко... Я не хотел тратить время, а он так хотел этой взятки... А я подумал: «Может, у него трое детей, черт его знает».
Откровения Алексея Серебрякова не могли остаться незамеченными. Реакция на них была соответствующей.
«У меня, кроме сочувствия, к Алеше ничего нет»
Режиссер Владимир Бортко в интервью RT заметил: «Я снимал его в двух фильмах, оба были предельно патриотичны. Тогда он не заявлял ничего подобного. Что с ним случилось сейчас, я не знаю. Национальная идея России — любить свою родину. И эта идея позволяла нам выживать на протяжении столетий, будучи, мягко говоря, в не сильно благожелательном окружении. Серебряков хороший артист, кстати. Но хороший артист — не значит умный человек».
Коллега Бортко Андрон Кончаловский, много лет живший и работавший на Западе, так прокомментировал выступление актера РБК: «Честно говоря, у меня, кроме сочувствия, к Алеше ничего нет. Надеюсь, что он по-прежнему будет сниматься в России, чтобы жить, потому что там (за пределами России, — Ред.) он вряд ли кому-то нужен».
Многолетний друг Серебрякова и его партнер по сериалу «Бандитский Петербург» Дмитрий Певцов в интервью РЕН-ТВ встал на защиту коллеги: «Вся шумиха, которая возникает, мне кажется, глупая. Те, кто этим занимается, занимаются самопиаром».
При этом Певцов признался, что сам интервью еще не видел.
Обращались журналисты за комментарием и к самому Серебрякову.
«Я сказал все, что я сказал. Если мне потребуется что-то договорить, я обращусь к господину Дудю и ему договорю», — ответил артист журналистам РЕН-ТВ.
Мальчик из «Вечного зова»
Актерская карьера уроженца Москвы Алексея Серебрякова началась рано и почти случайно. Мальчик учился в музыкальной школе по классу баяна и однажды попал на фотографию для репортажа об учебном заведении, который вышел в газете «Вечерняя Москва». Фото попалось на глаза ассистенту режиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова, искавшему именно типаж. Так 13-летний Алексей Серебряков, выходец из семьи врача и авиаинженера, попал в один из самых успешных многосерийных кинопроектов СССР — «Вечный зов».
К моменту поступления в актерский вуз у Серебрякова уже была богатая кинобиография. Например, он сыграл главную роль суворовца Владимира Ковалева в картине «Алые погоны». «Фильм рассказывает о судьбах воспитанников суворовского училища, достойно принявших эстафету от своих командиров в годы Великой Отечественной войны, и о сегодняшнем дне Советской армии, формировании характеров, воспитании мужества молодых воинов», — таково описание сюжета этой картины 1980 года.
От «Фаната» до «Левиафана»
Однако после окончания ГИТИСа в 1986 году Серебряков с головой уходит в перестроечное кино и публика узнает его в совсем других образах. Это жестокий парень по кличке Пан и картины «Забавы молодых», каратист по прозвищу «Малыш» из фильма «Фанат», сержант Арсенов из «Афганского излома», где Серебряков играл вместе со знаменитым итальянцем Микеле Плачидо.
Были и совсем уж неожиданные роли — например, роль в эротической комедии «Обнаженная в шляпе», или образ истребителя вампиров в фильме «Упырь».
В 2000 году Серебряков снова вошел в число самых популярных отечественных актеров. Это случилось после того, как он сыграл криминального авторитета Олега Званцева по кличке «Адвокат» в сериал «Бандитский Петербург». Следующей крупной работой, вызвавшей широкий резонанс, стала главная роль в сериале 2004 года «Штрафбат». Можно сказать, что за Серебряковым в этот момент окончательно закрепилась репутация человека, который блестяще играет неоднозначных героев в неоднозначных картинах.
Действительно, актер снялся практически во всех крупных проектах, которые вызывали жесткие споры в обществе. Про «Штрафбат» мы уже говорили, а были еще роли самогонщика в мрачной картине «Груз 200», роль Лебеды в фильме «Жила-была одна баба» и, конечно, главная роль в «Левиафане» Алексея Звягинцева.
«У нас абсолютно рабская психология»: как Алексей Серебряков объяснял «Аргументам и Фактам» свой отъезд в Канаду
В 2010 году Алексею Серебрякову было совершенно заслуженно присвоено звание «Народный артист России».
А в 2012 году артист вместе с семьей покинул Россию, переехав в Канаду.
Вот как объяснял он свое решение в интервью «Аргументам и фактам»: «Я перевёз свою семью в Канаду. Хочу, чтобы мои дети росли и воспитывались в принципиально другой хотя бы бытовой идеологии. Хочу, чтобы они понимали, что могут цениться знания, трудолюбие, что необязательно толкаться локтями, хамить, быть агрессивными и бояться людей. Уличная идеология цивилизованной страны — это доброжелательность и терпимость — то, чего так недостаёт в России. К сожалению, здесь, как бы я их ни охранял и ни изолировал, от хамства и агрессии не защитишь. Это в воздухе. Хам победил».
При этом, по уверению Серебрякова, последней каплей для него стал страшный смог 2010 года: «Я давно об этом думал, но последней каплей стали летние пожары 2010 года, когда Центральную Россию окутал чудовищный смог. И дело даже не в смоге, а в том, что власти не объявили о необходимости эвакуировать хотя бы детей, поскольку взвеси, наполняющие смог, необратимо откладываются в лёгких. Вот это абсолютно наплевательское отношение власть имущих переполнило мою чашу терпения.
И вообще, я подустал от происходящего в России. Можно сказать, сбежал, не выдержал. Жизнь коротка, и я не могу и не хочу больше ждать, когда народ поумнеет. Я не знаю, сколько мне осталось, но хочу, чтобы мои дети усвоили: мир большой и жить можно по-другому. Все говорят про деланность западных улыбок, но по мне уж лучше искусственные улыбки, чем искренняя злоба».
Заодно в том же интервью актер прошелся и по вопросам государства и общества: «О какой демократии может идти речь?! У нас абсолютно рабская психология! А демократия — это ответственность. Народ в лучшем случае интегрирует кого-то во власть. Мол, вот мы тебя выбрали — ты за всё и отвечай, решай наши проблемы! Демократия — это принятие решения на основе знаний, чёткого понимания между чем и чем ты выбираешь. А я лично не вижу сегодня повального желания людей образовываться, развиваться, повышать свою квалификацию, работать и, в конце концов, нести ответственность — в том числе за страну, за власть. А тех, кто хочет, — капля в море».
Если посмотреть внимательно, то интервью Серебрякова, данное «АиФ» шесть лет тому назад, — настоящий программный документ актера. И сказанное тогда принципиально не отличается от сказанного сейчас.
Патриот на экране: Алексей Серебряков по-прежнему зарабатывает на «хамах»
Казалось бы, все честно и достойно. Актер не сошелся взглядами с народом, уехав туда, где жизнь устроена так, как ему нравится.
Есть одна загвоздка — Серебряков уехал частично. Он продолжает работать в России. Вернее, так — сытая и обеспеченная жизнь в Канаде достигается актером за счет участия в проектах для народа, который неизвестно когда поумнеет.
Вот вам, к примеру, 2015 год. Серебряков играет маньяка в сериале «Метод», который выходит по «Первому каналу». В том же году на том же канале Серебряков появляется в криминальной драме «Фарца». А в 2017 году на канале «Россия» артист играл в главной роли в сериале «Доктор Рихтер» — официальной адаптации легендарного «Доктора Хауса».
Но есть кое-что более интересное. В 2016 году разочарованный Россией и ее народом Серебряков играет в патриотическом сериале «Стена», снятом по мотивам историко-приключенческого романа ... министра культуры России Владимира Мединского. Сыграл Серебряков историческую личность — воеводу Михаила Борисовича Шеина, руководившего обороной Смоленска во времена Смутного времени.
А в ноябре 2017 года на экраны страны вышел еще один исторический фильм, получивший большую государственную поддержку — «Легенда о Коловрате». Фильм был одобрен лично президентом России Владимиром Путиным, который после просмотра картины заявил: «Из того, что видел, — впечатляет, за душу берет, и мне кажется, что люди будут смотреть с интересом. И сама по себе идея хорошая».
И кто, как вы думаете, предстал перед российским зрителем в образе Великого князя Рязанского Юрия Игоревича, павшего в бою с захватчиками? Разумеется, разочарованный в российском народе Алексей Серебряков.
«Отдаю себе отчет, что я там не нужен»
Почему так происходит, сам артист еще осенью 2012 года объяснил в интервью «Известиям»: «Прекрасно отдаю себе отчет, что я там не нужен, но не загадываю. Будет оказия — почему нет. Но ждать, что буду играть Чехова... Здесь это все-таки еще может произойти, там — вряд ли. Образ в кино не в один день создается. Вот Джонни Депп: любое его появление на экране — $100 млн, которые принесли зрители, чтобы посмотреть его еще раз. Возрастному русскому артисту сделать свою фамилию таким брендом — это что-то из области невозможного... Если появится работа, ради которой я захочу прийти к жене и детям и сказать: ребята, вы знаете, но в ближайшие два месяца я буду в Москве работать, то они поймут. А для меня это будет шанс сделать что-то, за что ни мне, ни им не будет стыдно, чем они, может быть, будут даже гордиться».
Когда-то давно наши предки сформулировали мудрость, которая звучит так: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться».
С тем, чтобы бы напиться где-то помимо России, у Алексея Серебрякова имеются явные трудности. Хотя не все так плохо — артист сыграл босса русской мафии в «клюквенном», но довольно хорошо сделанном англо-американском сериале «МакМафия». И все-таки, основной источник безбедной жизни в Канаде — деньги, заработанные в России. Деньги, которые россияне, в том числе и живущие за 30, 50,70 и более километров от Москвы. Деньги российских налогоплательщиков, которые потом выделяются на создание фильмов и передаются артистам.