Книги братьев Стругацких сформировали несколько поколений советских людей, однако сегодня, увы, эти авторы не входят в топы самых читаемых. Но вот отличная новость для поклонников творчества этих прекрасных советских фантастов. Режиссер Александр Домогаров-младший («Пальма») взялся за экранизацию повести «Отель “У погибшего альпиниста”». Режиссер раскрыл тайны своего нового проекта специально для aif.ru.
«Страшно, но интересно»
Елена Садкова, aif.ru: — Александр, Стругацкие относятся к тому разряду писателей, экранизации романов которых всегда вызывают бурные споры, — вспомнить хотя бы те страсти, что кипели вокруг фильма Алексея Германа «Трудно быть богом». Готовы к такому развитию событий?
Александр Домогаров-младший: — Их книги — благодатная тема. Но ругать нас будут точно, думаю...
— Почему?
— Ну как... «Покусились на святое! Уроды! Как вы могли?!» Все же считают Стругацких своими, можно сказать, личными писателями. И это нормально. Дай Бог, если кто-то скажет: «А ведь неплохо получилось!»
— Зато для молодежи эта экранизация может стать настоящим открытием.
— Да, они этого не читали... И, если мы сделаем так, чтобы молодые пришли, посмотрели, прониклись и полюбили, было бы здорово. Для них это будет прекрасный старт для изучения миров Стругацких. Потом они могут и «Пикник на обочине» почитать, и идти дальше уже в более глубокие вещи... Поэтому мы взялись, с одной стороны, за простое, а с другой — за очень сложное.
— Но почему выбрали именно «Отель “У погибшего альпиниста”»?
— Давно увлекался Стругацкими и очень хотел сделать классный детектив, фантастический триллер, действие которого происходит в одной локации. Жанровое кино с мыслью. А мысль у Стругацких заложена изначально, и мысль хорошая. Напомню, что сами Стругацкие считали это произведение неудачным. Разобраться в том, почему они так думали, очень любопытно. Мне вот, напротив, кажется, что оно удачное. Очень атмосферное, но... странное. Они единственные, кто пытался соединить детектив с фантастикой, и это настоящий вызов. Мне в какой-то мере страшно это делать, но очень интересно.
Мы со сценаристом Олей Городецкой долго копались в повести, немножко докручиваем сюжет. В этом произведении хороший посыл, адресованный всему человечеству. И инопланетяне там совсем другие, какие-то романтизированные пришельцы. Они как метафора жизни на нашей планете. Пришельцы, которые умеют красиво говорить и все из себя такие яркие вычурные аристократы, — это забавно.
— Сильно будете переделывать оригинал?
— Мы стараемся вообще ничего не менять с точки зрения персонажей, даже их пугающе сложные иностранные имена. Хотим сделать как в книге, но при этом визуализировать мысль — почему пришельцы оказались именно в этом отеле и чего они глобально хотят. Ну и докручиваем самого главного персонажа. В повести он просто уставший от бюрократии детектив, а мы делаем этого героя более глубоким. Думаю, мы имеем право немножко «выкрутить» персонажа, куда нам надо.
Задача — все-таки не уходить далеко от оригинала, а сделать произведение современным. Эта повесть незаслуженно забыта, на мой взгляд. И, если у нас все получится, о ней вспомнят. К тому же в России давно никто не снимал классические детективы.
«Большие звезды — это еще не залог успеха»
— Работу над фильмом уже начали?
— Сейчас я заканчиваю сериал, большой и любимый. И сразу окунусь в разработку. Очень хочу подвижную декорацию. Мне кажется, что отель — это тоже персонаж, он достаточно живой сам по себе. Будем его строить. Потому что такого отеля, какой описали Стругацкие и каким мы хотим его видеть, просто нет. А натуру будем снимать в реальной местности. Где именно, еще думаем. Слава Богу, в нашей стране мест, где можно снять красивые горы, много.
— Информация о том, что Константин Хабенский сыграет главную роль, правдива?
— Это от него зависит. Очень хочется, чтобы он рассмотрел наше предложение. Мне кажется, что он идеально подходит на роль инспектора Петера Глебски. И по возрасту, и по состоянию.
— «Удочку уже закинули» ему?
— Сейчас продюсеры с этим разбираются. Я лично не знаком с Константином, надо поговорить, понять, нравится ли ему идея. Если все сложится, буду счастлив. Потому что это актерское кино, где каждый персонаж, каждый образ важен. Я фанат фильма Никиты Сергеевича Михалкова «12», мне кажется, в том направлении и надо идти — когда сами актеры, текст, персонажи интересней, чем какой-нибудь спецэффект. Скоро начнется подробная разработка сценария, эскизы, концепты и кастинг. Кастинг будет долгий, плотный и важный.
— Неужели вы до сих пор не представили, кто кого будет играть?
— Ну почему? Мы набалтывали разные варианты продюсерам. Но я очень люблю пробы, все-таки здесь не все зависит от желания... Вот я сейчас работаю в сериале с одним молодым актером, которого я бы с удовольствием попробовал на роль Луарвика (неизвестный, пострадавший от лавины, — прим.). Но все зависит от проб — получится ли все это в ансамбле.
Будем собирать персонажей не ради актеров, а ради образов. Для меня большие звезды — не панацея и не залог успеха. Если продюсеры разрешат, мы раскроем имена, как только соберем каст.
— А папу, Александра Домогарова, пригласите на пробы?
— Папа бы очень хорошо смотрелся в этой истории! Он очень рад, что я занимаюсь «Отелем...». До этого надо дожить, но все может быть. Почему нет? Но все только через пробы. Надо, чтобы все сработало. Если не сработает, то извините.
— Догадываюсь, что вы строгий. Видела вы писали в соцсетях, что отказали отцу в роли в одном из проектов, так как больше подошел другой актер.
— Да! Но это нормально. Это не значит, что папа плохой актер (смеется). Просто не сошлось. Такое бывает. Будем идти от персонажей.
— Когда начнете съемки?
— Я заканчиваю сериал где-то 26-27 декабря. Потом хотел бы взять недели две отдыха. А то тяжеловато все-таки. И думаю, в середине — в конце января начнем. Мне еще надо решить какие-то дела семейные, к сожалению... после маминого ухода. И потом сразу уйду в работу. На производство нам нужно от года до двух. Так что премьеру ждем года через два минимум.