Режиссер Марлен Хуциев. Досье
Последнее обновлние 19.03.2019 г.
Знаменитый кинорежиссер скончался 19 марта на 94-м году жизни.
Биография Марлена Хуциева:
Учеба и начало карьеры
Марлен Мартынович Хуциев — известный советский и российский кинорежиссер, родился 4 октября 1925 года в Тифлисе (старое название Тбилиси) в семье коммуниста-революционера Мартына Хуциева и актрисы дворянского происхождения Нины Утенелишвили. Свое имя он получил в честь двух вождей коммунизма — Карла Маркса и Владимира Ленина.
Учился будущий народный артист СССР и знаменитый режиссер в 43-й тбилисской школе, затем в Москве. Однако после репрессий 1937 года, под которые попал и его отец, Марлен вместе с матерью вернулись в родной город. По окончании школы Хуциев поступал в Тбилисскую академию художеств, но не прошел по конкурсу. Во время Великой Отечественной войны защищать свою родину на фронте будущему режиссеру не довелось: не подошел по состоянию здоровья. Годом начала его кинокарьеры можно считать 1944 год. Именно тогда юному Марлену Хуциеву удалось устроиться ассистентом художника на Тбилисскую киностудию.
В 1945 году заканчивается война, Хуциев возвращается в Москву и поступает на режиссерский факультет ВГИКа на курс Игоря Савченко. Его однокурсниками были режиссеры Владимир Наумов, Сергей Параджанов, Юрий Озеров, Феликс Миронер. Свой первый короткометражный фильм «Градостроители» Марлен снял в качестве дипломной работы, которую успешно защитил в 1952 году.
Закончив университет, Хуциев устроился на Центральную киностудию детских и юношеских фильмов им. Максима Горького, где три года проработал помощником режиссера дубляжа. А в 1955 году ему предложили стать вторым режиссером фильма «Ляна», главным режиссером которого был Борис Барнет — у него Хуциев еще студентом проходил практику. В том же году он получил место режиссера-постановщика на Одесской киностудии, где уже в 1956-м вместе со своим однокурсником Феликсом Миронером снял свой полнометражный дебют «Весна на Заречной улице».
Кинокартина, рассказывающая историю любви учительницы из школы рабочей молодежи и простого сталевара, роли которых исполнили Нина Иванова и Николай Рыбников, получила широкий отклик у аудитории — фильм увидели более 30 млн человек. Успех дебютной картины закрепила вышедшая в 1958 году драма «Два Федора», в которой одну из главных ролей сыграл тогда никому еще не известный Василий Шукшин. В 1959 году Хуциев снова вернулся в Москву — уже в третий раз — на киностудию им. Горького, где получил должность ассистента режиссера.
Мировая слава
В 1962 году на волне хрущевской оттепели Марлен Хуциев снял один из самых показательных фильмов того времени — «Заставу Ильича». Эта картина стала символом эпохи 60-х. Сценарий к ней Хуциев написал совместно с Геннадием Шпаликовым, который на тот момент еще учился на сценарном факультете ВГИКа. Однако картина подверглась жесткой критике, в том числе со стороны Хрущева. Поэтому выход фильма на большие экраны состоялся лишь спустя два года, в 1964 году.
Фильм прошел жесткую цензуру и сокращения и вышел под другим названием — «Мне двадцать лет». В 1965 году на Венецианском кинофестивале «Застава Ильича» получила специальный приз жюри, а также премию «Золотая пластина» на Международном кинофестивале европейского кино в Риме. Россияне же впервые увидели первоначальную версию фильма только в 1988 году — больше, чем 20 лет спустя.
Театр и работа в качестве актера
В 1965 году Марлен Хуциев занял должность режиссера в киностудии «Мосфильм», где работал на протяжении многих лет. В 1966 году он снимает «Июльский дождь», после чего на некоторое время переключается на театр. В качестве театрального режиссера Хуциев поставил спектакль по пьесе Артура Миллера «Случай в Виши» на сцене «Современника». В 1968 году Марлен попробовал себя и на актерском поприще: снялся в кинокомедии «Золотой теленок» по одноименной книге Ильи Ильфа и Евгения Петрова, однако сцена была вырезана из фильма при финальном монтаже. Затем он появился в кадре музыкального трагифарса «Интервенция» в роли главнокомандующего войсками Антанты. В 1969 году в фильме «Гори, гори, моя звезда» Хуциев исполнил роль кавказского князя, сражавшегося на стороне белогвардейцев против революционеров.
Административная деятельность
В 1968-1972 годах Марлен Хуциев занимал должность художественного руководителя творческого объединения «Экран». При этом он успешно совмещал административную работу и творческую деятельность. В 1970 году на советские телеэкраны выходит фильм «Был месяц май», который многие кинокритики признали одним из лучших фильмов о Великой Отечественной войне, а следом в 1971 году — документальный «Алый парус Парижа». В 1978 году Марлен Хуциев возвращается во ВГИК, но теперь уже в качестве преподавателя: сначала он возглавил мастерскую, а через 10 лет — кафедру режиссуры игрового кино.
В 1989 году была основана Гильдия режиссеров России, в тот же год Хуциев стал ее президентом и остается им до сих пор. Также Марлен Хуциев — действительный член Российской академии гуманитарных наук, почетный член Российской академии художеств, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, президент Международного правозащитного кинофестиваля «Сталкер». 19 декабря 2008 года Хуциева избрали председателем Союза кинематографистов России, однако в марте 2009 года Пресненский суд Москвы признал это назначение незаконным. Судебное разбирательство с оспариванием решения продолжается до сих пор.
С середины 2000-х прославленный кинорежиссер работает над фильмом «Невечерняя», который расскажет об — Антоне Павловиче Чехове и Льве Николаевиче Толстом. Фильм задуман как своеобразный диалог, в котором два великих русских писателя обсуждают «вечные» вопросы русской жизни.
Награды и звания
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (26 ноября 1965 года). Народный артист РСФСР (7 января 1977 года). Народный артист СССР (1986).
- Международный кинофестиваль (МКФ) в Венеции (1965, Специальный приз жюри, фильм «Застава Ильича»).
- МКФ европейского кино в Риме (1965, «Золотая пластина», фильм «Застава Ильича»).
- Международный театральный фестиваль (МТФ) «Злата Прага» в Праге (1970, Премия Интервидения, Премия за режиссуру, фильм «Был месяц май»).
- МКФ в Берлине (1992, Приз А. Бауэра, Приз экуменического жюри, фильм «Бесконечность»).
- Премия «Золотой овен» (победитель в номинации «Человек кинематографического года», 1995 год).
- V Кинофестиваль «Виват кино России!» (Приз города Санкт-Петербурга «Живая легенда отечественного кино», 1997 год).
- Открытый российский кинофестиваль в Сочи «Кинотавр» (Специальный приз Президента Российской Федерации, 12 июня 1999 года) — за выдающийся вклад в развитие российского кино.
- Специальный приз Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино» (12 июня 1999 года).
- Национальная премия в области документального кино и телевидения «Лавровая ветвь» за 2002 год в категории за вклад в кинолетопись.
- МФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве (2003, Приз «Киногерой года „Сталкер“ – За права человека», фильм «Марлен. Прощание с шестидесятыми»).
- Премия «Триумф» (2004 год).
- Кинопремия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2005).
- «Почетный Леопард» за вклад в киноискусство на Международном кинофестивале в Локарно (2015 год).
Фильмография
Режиссер:
- 1950 – Градостроители (дипломная работа, короткометражный, совместно с Ф. Е. Миронером)
- 1955 – Ляна (ассистент режиссера)
- 1956 – Весна на Заречной улице (совместно с Ф. Е. Миронером)
- 1958 – Два Федора
- 1964 – Застава Ильича
- 1966 – Июльский дождь
- 1970 – Был месяц май (телевизионный)
- 1971 – Алый парус Парижа (телевизионный, документальный)
- 1974 – И все-таки я верю… (документальный, совместно с Михаилом Роммом и Элемом Климовым)
- 1983 – Послесловие
- 1991 – Бесконечность
- 2001 – Люди 1941 года (документальный)
Сценарист:
- 1958 – Улица молодости
- 1965 – Мне двадцать лет (Застава Ильича)
- 1967 – Июльский дождь
- 1983 – Послесловие
- 1991 – Бесконечность
- 2001 – Люди 1941 года (документальный)
Актер:
- 1964 – Застава Ильича – камео (на вечере поэзии после чтения стихов Михаилом Светловым)
- 1968 – Интервенция – главнокомандующий
- 1968 – Золотой теленок – Гигиенишвили (не вошел в фильм)
- 1969 – Гори, гори, моя звезда – князь
- 1978 – В день праздника – Восточный гость
- 1979 – Карл Маркс. Молодые годы (телесериал) – Луи Блан