Примерное время чтения: 8 минут
679

Режиссер, который не снял Луну. Космическая одиссея Стэнли Кубрика

Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино

Стэнли Кубрик — режиссер удивительный. За свою почти полувековую карьеру в кино он снял лишь несколько громких фильмов, но каждый из них включают в различные жанровые рейтинги чуть ли не в обязательном порядке. Он оказал влияние едва ли не на всех кинематографистов современности, его приемы изучают в киношколах, сцены из фильмов часто пародируют, а отдельные кадры давно стали неотъемлемой частью интернет-культуры. В общем, Кубрик — это такой феномен от кино, гений из тех, что появляются крайне редко, распространяя вокруг волны, как брошенный в воду камень.

При этом он почти что бегал от славы — жил уединенно в своем английском поместье, редко давал интервью, не появлялся на красных дорожках. Ходили слухи, что к девяностым многие и не знали, как выглядит великий Кубрик. Режиссера это не волновало — его скорее беспокоило то, что он никак не может найти материал для своей новой работы, потому что все его фильмы — это экранизации литературных первоисточников. Впрочем, и тут есть место для споров. 

Кубрик со своим отцом Джейкобом.
Кубрик со своим отцом Джейкобом. Фото: Commons.wikimedia.org

Один из перспективных

В 1950-е Стэнли Кубрик был всего лишь одним из подающих надежды режиссеров американского кино. Он родился 26 июля 1928 года в Нью-Йорке; его предки были евреями-эмигрантами из Европы. В школе учился во время войны, в университет поступить не смог, так что его с полным правом можно назвать самоучкой. Правда, самоучкой он был талантливым — достиг определенных высот в фотографии, которой занимался поначалу, был штатным фотографом журнала Look, да и свою первую любительскую короткометражку сумел пристроить в RKO Pictures, одну из пяти больших голливудских студий.

Дебютный игровой фильм Кубрик снял в 1953-м — это была военная драма «Страх и вожделение». Он стыдился этой работы, которую снял исключительно на собственные средства, и позже сделал все, чтобы стереть ее чисто физически — но не преуспел. Фильм в прокате, разумеется, провалился, хотя режиссера-новичка заметили в индустрии, в которой постоянно ищут новые имена. Впрочем, не стали прорывами и три следующие картины Кубрика — драма-нуар «Поцелуй убийцы», криминальное «Убийство» или военная драма «Тропы славы». Но он познакомился с нужными людьми, одним из которых стал актер Кирк Дуглас, сыгравший главную роль в «Тропах славы».

Стэнли Кубрик на съёмках фильма «Барри Линдон», 1975 год
Стэнли Кубрик на съёмках фильма «Барри Линдон», 1975 год. Фото: Commons.wikimedia.org

 Режиссер со скандалом

Именно Дуглас стал кем-то вроде «крестного отца», который превратил «подающего надежды» Кубрика в одного из самых влиятельных режиссеров мира. Сделал он это, правда, по своим, сугубо прагматическим соображениям — масштабный пеплум «Спартак» буксовал буквально на ровном месте, хотя обстоятельства требовали начать съемки «вчера». Один из возможных режиссеров Дэвид Лин отказался снимать исторический эпос; навязанного студией Universal Энтони Манна вскоре после начала работы уволил сам Дуглас, который был основным двигателем этого амбициозного проекта. Тогда-то на фильм и пришел Кубрик. Отметим, что ничего необычного в такой режиссерской чехарде в Голливуде того времени не было — того же Кубрика годом раньше турнули из вестерна «Одноглазые валеты», поскольку Марлон Брандо, который был еще и одним из продюсеров картины, не сошелся с ним характерами.

У Дугласа возможности выгнать Кубрика не было — график производства не позволял таких сумасбродных действий. Но наругались они на площадке вдоволь — у каждого из них было свое представление о прекрасном. После этого фильма они серьезно поссорились, а Дуглас назвал Кубрика «талантливым дерьмом». Но «Спартак» был успешен — фильм и в кинотеатрах неплохо заработал, и четыре «Оскара» получил. Дуглас получил своего самого известного персонажа, а Кубрик вошел в высшую режиссерскую лигу. Но заработанное имя он использовал для того, чтобы продвигать свой собственный взгляд на вещи — и на кино в особенности.

Выстрелы в десятку

Одним из следствий работы над «Спартаком» стало то, что Кубрик зарекся от сотрудничества с большими голливудскими студиями. В те времена они строго следовали Кодексу Хейса, и несколько проектов Кубрик отложил до лучших времен именно из-за невозможности хоть как-то обойти эти правила. Впрочем, реализовать их он так и не смог, даже после отмены одиозного Кодекса. Впрочем, Голливуд все равно влиял на Кубрика — в «Лолите» 1962 года он значительно сместил акценты, оставив от написанного Владимиром Набоковым сценария лишь отдельные сцены. От скандала это не уберегло, но самому Кубрику удалось увернуться от острой критики.

Уже к середине 1960-х он окончательно переехал в Великобританию, где и снял все свои значимые фильмы, каждый из которых оказывался попаданием в цель — может быть, не совсем в ту, в которую целился Кубрик, но событием становилась каждая его работа. Фильм со сложным названием «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» получился антивоенным памфлетом, особенно актуальным во время Вьетнамской войны. «Космическая одиссея 2001 года» стала чем-то вроде откровения для всех, кто снимал кинофантастику — без нее, возможно, не было бы «Звездных войн». «Заводной апельсин» — это яркая визуализация и просто очень хорошее кино. «Барри Линдон» — костюмная драма про Британию середины XVIII века. Ну и «Сияние» — культовая экранизация романа Стивена Кинга, ставшая самостоятельным произведением. Даже про Вьетнам Кубрик смог сказать что-то новое в своей «Цельнометаллической оболочке».

Лебединая песня

Вообще, со временем новые фильмы Кубрика выходили все реже и реже. Свой финальный фильм — эротический триллер «С широко закрытыми глазами» — он снял после 12-летнего перерыва. Объяснялось это просто — в какой-то момент Кубрик от оригинальных сценариев перешел к переделке литературных первоисточников, а историй, достойных фильмов, в какой-то момент оказалось очень мало. В интервью перед выходом «Сияния» Кубрик рассказывал: «Большинство текстов я читаю с чувством, что примерно через какое-то количество страниц я брошу чтение, чтобы не тратить свое время зря».

Наверное, было бы в высшей степени иронично, если бы Кубрик в какой-то момент создал фильм о «лунной афере» — конспирологической теории о том, что высадку на Луну снимал именно он в голливудских павильонах, а на самом деле американские астронавты никуда не летали. Теорию, разумеется, много раз опровергали — но энтузиасты до сих пор ищут доказательства того, что великий режиссер сумел обмануть все человечество.

При этом Кубрик оставил огромное число нереализованных проектов. «Искусственный разум» по рассказу Брайана Олдисса снял Стивен Спилберг. «Наполеон», который не был снят в начале 1970-х из-за «Войны и мира» и «Ватерлоо» Сергея Бондарчука, выйдет в этом году — режиссером стал Ридли Скотт, французского императора сыграл Хоакин Феникс. Кубрик и скончался, завершив монтаж «С широко закрытыми глазами», — словно подвел итог своей жизни в кино, сделав все, что мог. Но не все, что хотел.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах