Примерное время чтения: 11 минут
2727

Партийная «веселушка». За что любили и ненавидели актрису Марию Барабанову

Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Мария Барабанова.
Мария Барабанова. Кадр из фильма «Финист — Ясный сокол» (1975)

В 1975 году выпускник Высших курсов сценаристов и режиссеров Геннадий Васильев взялся за реализацию своего первого крупного проекта — фильма «Финист — Ясный Сокол».

Комиссар на съемках сказки

Задача это была весьма непростой для Васильева. Ведь актерский ансамбль включал себя таких зубров, как Михаил Пуговкин, Михаил Кононов, Георгий Вицин, Георгий Милляр, Алексей Смирнов.

Собственно, все эти мастера шли не к Васильеву, а к прославленному режиссеру-сказочнику Александру Роу, который работал над сценарием и подбирал актеров на роли. Но Роу умер в декабре 1973 года, и его последний проект перешел к ученику.

На счастье молодого режиссера, на съемочной площадке у него нашелся помощник. Вернее, помощница — предводительница «старушек-веселушек».

Мария Барабанова всегда относилась к тем актрисам, которых зрители отлично знали в лицо, но не знали по фамилии. А коллеги, наоборот, были в курсе, кто такая товарищ Барабанова.

На съемках «Финиста» она была не только актрисой, но и настоящим комиссаром, умеющим жестко воздействовать на коллег. Те знали — с выпускницей Высшей партийной школы и парторгом с многолетним стажем шутки плохи.

В итоге «Финист — Ясный Сокол» оказался одной из лучших советских сказок.

Без полутонов

Геннадию Васильеву повезло: он попал в число тех людей, которым Мария Барабанова помогла. И таких было много, как неизвестных, так и звездных вроде Василия Шукшина. Но те, кто впал в немилость товарищу парторгу, знали, что она сделает все, чтобы стереть в порошок опальных персонажей.

Максималистский характер актрисы, нежелание признавать полутона били по ней самой. Даже в личной жизни, где у Барабановой было много браков, но так и не нашлось человека, который был бы под стать ей.

Все начиналось с детства. Юная Маша, дочь путиловского рабочего, доставляла родителям массу хлопот, побольше, чем иные мальчишки. Ее даже выставляли из школы.

Но отец, разбирая очередную провинность дочери, сказал: «Школ много, а ты у меня, Маша, одна!» И просто перевел в другое учебное заведение.

Ее артистическая карьера начиналась с самодеятельности, но проявляла Барабанова себя настолько ярко, что в первый в ее жизни профессиональный театр ее взяли без образования.

Мария Барабанова, 1942 год.
Мария Барабанова, 1942 год. Фото: ru.wikipedia.org

Опальная любимица

Учиться она все-таки пошла, попав к маститому актеру, режиссеру и педагогу Борису Сушкевичу. Тот сразу выделил Марию на курсе, прочил ей большое будущее, но любимица в итоге была изгнана самим мастером.

Получилось так: Сушкевич подумывал о собственном театре, и учеников собирался сделать основой труппы. Но когда он стал обсуждать это со студентами, встала Барабанова и заявила, что новый театр — это уровень Мейерхольда и Таирова, а он, Сушкевич, до этого никак не дотягивает.

Сушкевич в итоге театр, где реализовывал свои идеи, получил, но никакой Барабановой там не было и в помине.

Возможно, если бы не категоричность актрисы, Сушкевич нашел бы ей иное применение, нежели амплуа травести, в котором она выступала в Ленинградском театре комедии. Там стереотипно пошли от ее невысокого роста и внешности — ну не героиню же любовного романа ей играть! Впрочем, даже в таком амплуа она быстро стала известной и популярной среди почитателей ленинградских театров.

Звонарь, принц и нищий

Как-то Барабанова сидела с друзьями в ресторане и вдруг заметила, что ее разглядывает некая солидная чета. Такая навязчивость во взгляде Марии не понравилась, и она уже собиралась идти разбираться, но держали приятели.

А на следующий день выяснилось, что разглядывал ее режиссер Михаил Вернер, который и пригласил актрису на первую роль в кино — в ленту «Девушка спешит на свидание».

Мария Барабанова, «Девушка спешит на свидание» (1936).
Мария Барабанова, «Девушка спешит на свидание» (1936). Кадр из фильма

А через пару лет состоялась ее первая встреча с Александром Роу, снимавшим картину «Василиса Прекрасная». Правда, роль ей досталось не Василисы, и даже не Бабы-яги, а ... звонаря. Несмотря на то, что это был не самый главный персонаж, Роу актрису хорошо запомнил.

В 1941 году в Одессе начали снимать картину «Принц и нищий» по роману Марка Твена. Марии Барабановой достались две главные роли — Тома Кенти и принца Эдуарда VI.

Когда началась война, съемочный павильон был разрушен, а самих кинематографистов отправили в эвакуацию.

Дальнейшие съемки проходили в Таджикской ССР, при минимуме декораций и средств. Но Барабанова и ее коллеги работали на износ, и эти усилия себя оправдали. Спустя десятилетия критики считают эту экранизацию произведения одной из лучших.

Однако эти успехи не получили развития. Барабанова, как уже говорилось, окончила Высшую партийную школу, была назначена секретарем парторганизации киностудии и с головой ушла в общественную работу.

Кота не трогайте, он мой!

И многие коллеги даже посчитали, что ее карьера актрисы завершилась.

Но в 1957 году Александр Роу решил поставить фильм по произведению Сергея Михалкова «Смех и слезы». Это было переложение классических «Кота в сапогах» и «Любви к трем апельсинам» на советский лад с участием пионеров. Впоследствии в том же духе будет поставлен фильм «Королевство кривых зеркал».

Ленту назвали «Новые похождения Кота в сапогах», и, естественно, эта роль была ключевой. Говорят, что Барабанова буквально выбила ее себе. Но, по другой версии, сам Роу считал, что никто лучше нее с ней не справится.

«Новые похождения Кота в сапогах» (1958).
Мария Барабанова. «Новые похождения Кота в сапогах» (1958). Кадр из фильма

Так и получилось — и фильм удался, и для актрисы образ оказался, пожалуй, самым ярким в карьере.

Успех признали, но... За этим ничего не последовало. Зная характер Барабановой, с ней предпочитали не работать.

Злая бабка, добрая Яга

Устав от такой ситуации, в 1964 году она поставила комедию «Все для вас» в качестве режиссера, сама же сыграв главную роль.

Лента получилась добротной, но, что называется, не «выстрелила».

Чаще приглашать в кино ее стали тогда, когда она окончательно перешла в амплуа «старушки». После оглушительного успеха «Финиста» эти образы посыпались на нее как из рога изобилия.

Не всегда, кстати, Барабанова была «веселушкой». В фильме «Красная шапочка» ее роль была обозначена как «Злая бабка». И действительно, там ее героиня, пожалуй, была неприятнее, чем Волк, сыгранный Владимиром Басовым.

А в сказке «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» ее настиг образ Бабы-яги. Впрочем, барабановская Яга была доброй, что в дуэте с Олегом Далем обозначалось даже в песенной форме.

Мария Барабанова. «Как Иванушка—дурачок за чудом ходил» (1977)
Мария Барабанова. «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» (1977) Кадр из фильма

Достоверность образа подтвердил психиатр

Насколько узко использовались возможности актрисы, стало понятно после того, как в начале 1980-х годов она снялась в фильме «Тайна „Черных дроздов“» по роману Агаты Кристи.

Барабановой досталась небольшая роль миссис Маккензи — пациентки психиатрической клиники. Как утверждается, на съемках присутствовал профессиональный психиатр со стажем, который, увидев работу актрисы, спросил режиссера: «А зачем вы взяли настоящую пациентку, ведь ее теперь сложно успокоить?!»

«Убеждений не меняю!»

В 1991 году Марии Барабановой присвоили звание народной артистки РСФСР. Но радости ей от этого было мало. Ведь она была не карьеристкой, а убежденной коммунисткой и происходящее в стране в ту пору воспринимала крайне негативно. Тем, кто пытался склонить ее компромиссам, она, как и в молодые годы, жестко отвечала: «Я своих убеждений не меняю!»

По злой иронии судьбы, она умерла 17 марта 1993 году, во вторую годовщину референдума о сохранении СССР, результаты которого политики просто проигнорировали.

Могила Марии Барабановой на Новодевичьем кладбище Москвы.
Могила Марии Барабановой на Новодевичьем кладбище Москвы. Фото: ru.wikipedia.org/ SerSem
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах