Примерное время чтения: 10 минут
900

Неунывающая «пани Моника»: 10 случаев из жизни Ольги Аросевой

Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино
Ольга Аросева.
Ольга Аросева. www.russianlook.com

Актриса родилась 21 декабря 1925 года в Москве.

***

Ольги Аросевой хорошо знакома зрителям по ярким комедийным ролям: пани Моники в телепередаче «Кабачок 13 стульев», Любы из комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», Параси из «Трембиты».

Насыщенной была не только театральная и телевизионная жизнь актрисы, но и личная:  Ольга Аросева 4 раза состояла в официальном браке, а также несколько раз — в гражданском.

Тем не менее артистка признавалась, что всю жизнь чувствовала себя одинокой. «Все мои мужья, к сожалению, оказывались беспомощными, слабыми», — говорила эта сильная женщина.

Жизнь выдающейся актрисы была похожа на кинофильм: в некоторых эпизодах — на приключенческий, в некоторых — на комедийный, а в остальных — на трагический.

1. В 1935 году 9-летняя Аросева встретилась с Иосифом Сталиным — произошло это на авиационном параде в Тушино. Отец будущей актрисы, дипломат, взял с собой на парад двух дочек — Ольгу и Елену. Но девочки оказались в толпе позади взрослых мужчин и не могли толком ничего разглядеть.

Девятилетняя Ольга Аросева на авиационном параде в Тушино (1935 г.). Кадр из фильма Другая жизнь пани Моники (2010)
Девятилетняя Ольга Аросева на авиационном параде в Тушино (1935 г.). Кадр из фильма «Другая жизнь пани Моники» (2010). Фото: Кадр Youtube.com

Вот как вспоминала об этом сама артистка:

«Вдруг рядом раздался голос с сильным восточным акцентом: «Что же вы, большие, встали, а маленьким девочкам ничего не видно? Чьи это девочки? Аросева?». Человек в солдатской шинели и фуражке защитного цвета шёл сквозь толпу. Легко двигался в тесноте, потому что люди перед ним немедленно расступались. Он взял меня и Лену за руки и повёл в первый ряд зрителей. Поле и небо открылись, и стало всё прекрасно видно. Мы смотрели и разговаривали. Сталин был насмешливо церемонен, называл меня, девятилетнюю, на «вы». Подарил мне букет, который поднесла ему спрыгнувшая с самолётного крыла парашютистка».

Так будущая актриса впервые оказалась в центре внимания, а после парада дала первое в своей жизни интервью — рассказала о букете от Сталина.

После Ольга хотела отблагодарить вождя — подарить ему на день рождения голубую гортензию в горшке. Но охрана в Кремле её не пропустила, хотя и пообещала передать цветок.

2. В 1937 году отец артистки был арестован, а в 1938-м — расстрелян. Девочка (Аросевой в том году исполнилось 13) написала письмо на имя Сталина, в котором заявила, что отказывается верить в виновность отца. Однако вождь не ответил. В знак протеста Аросева не стала вступать в комсомол.

3. Свой первый гонорар артистка получила не за роль в театре, а за то, что согласилась выступить натурщицей. Однажды на улице к ней подошёл незнакомый мужчина и предложил написать её портрет. Незнакомцем оказался художник Николай Ромадин. Он создал два полотна с Ольгой Аросевой — говорят, их актриса выпросила у художника с большим трудом, когда была уже взрослой.

4. Ольга Аросева несколько раз бросала учёбу в институтах, но недостаток целеустремлённости и усидчивости с лихвой восполняли авантюризм и находчивость молодой артистки.

С началом войны девушка поступила в цирковое училище, но была отчислена. Тогда Ольга стала студенткой Московского городского театрального училища и спокойно там училась, пока в столицу с гастролями не приехал Ленинградский театр драмы и комедии под руководством Н. П. Акимова. Аросева, предъявив диплом своей сестры, к тому времени уже окончившей театральное, была принята в труппу. Так, с подлога документов, и началась карьера актрисы в Ленинграде.

5. После того как Акимов покинул пост художественного руководителя театра, Ольга Аросева вернулась в Москву. Там она устроилась на работу в Театр Сатиры, которому практически всю свою жизнь и оставалась верна (лишь на 3 года сделала перерыв ради другого театра). Как рассказал директор Театра Сатиры Мамед Агаев, последний раз он разговаривал с актрисой за 3 часа до её смерти — Аросева переживала, что её приходится заменять в спектаклях (с сентября артистка не выходила на работу, ей был прописан постельный режим), и планировала в ближайшее время вернуться на сцену.

Ольга Аросева в спектакле Пена в Московском Театре Сатиры
Ольга Аросева в спектакле «Пена» в Московском Театре Сатиры. Фото: РИА Новости

6. Самым большим успехом Ольги Аросевой на экране стала роль пани Моники в сериале «Кабачок „13 стульев“». В родном Театре Сатиры для актрисы тогда был не очень благоприятный период — ролей ей давали не так много, поэтому «Кабачок» её буквально спасал. Ироничная и немного язвительная пани Моника обладала особым шармом, и зрители обожали эту героиню.

Ольга Аросева в роли пани Моники в телеспектакле Кабачок 13 стульев
Ольга Аросева в роли пани Моники в телеспектакле «Кабачок 13 стульев». Фото: Кадр из телеспектакля

«Играть пани Монику было легко. Это ведь не классический образ, где нужно соблюдать какие-то каноны, традиции. Не скажу, что это создание сложного характера, это лёгкий, весёлый человек, который в какой-то степени есть и во мне. Поэтому нетрудно было быть самой собой», — рассказывала актриса.

7. С 1960-х Ольга Аросева, человек лёгкий, весёлый и с чувством юмора, с удовольствием начала работать в мультипликации (озвучивала персонажей) — её визитной карточкой стали роли лисиц и слоних. Вот лишь несколько работ актрисы: Лиса из мультиков «Кот-рыболов» и «Как лиса зайца догоняла», а также в короткометражке «Хвосты»; Баба-Яга, которая строит козни Олимпийскому мишке в мультфильме «Баба-Яга против!»; госпожа Белладонна из мультсерии про поросёнка Фунтика.

Ольга Аросева на юбилейном вечере в Театре Сатиры
Ольга Аросева на юбилейном вечере в Театре Сатиры. Фото: РИА Новости

8. Из-за фильма Эльдара Рязанова «Старики-разбойники», в котором Ольга Аросева исполнила одну из своих лучших ролей (инкассатор Анна Суздалева), у артистки возникли проблемы с властями. Вот как вспоминала об этом актриса в своей книге «Без грима на бис»:

«Фильм «Старики-разбойники» закончился для меня серьёзными неприятностями, к искусству никакого отношения не имевшими. Стояла поздняя осень, во Львове шли дожди, а Рязанову позарез нужен был снежок, серенький зимний рассвет, в который уходят и там растворяются наши старики. Имелся у нас и ветродуй, и специальная пушка, но не было снега. Рязанов и оператор пробовали разнообразные заменители: заряжали пушку манной крупой, мелкими макаронами-звёздочками, но иллюзии не получалось.

В ожидании снега мы улетели в Москву, и тут же, как назло, начались повсеместные снегопады и метели… Прилетев во Львов, мы всё быстро отсняли, вернулись в гостиницу и решили отпраздновать завершение работы…

В Москву возвратились под самый Новый год, и вдруг из какой-то газеты пришёл ко мне корреспондент брать интервью с шуточными поздравлениями и пожеланиями. По простодушию я о нашей «манно-макаронной» эпопее и рассказала. Что тут началось! В газете «Правда» вышла разгромная статья «Не стреляйте макаронами!» о том, что в стране тяжёлое положение с продуктами, а наглые и циничные киношники выпуливают в воздух, бросают себе под ноги хлеб насущный советских людей…

Ольга Аросева в фильме Эльдара Рязанова Старики-разбойники (1971 г.)
Ольга Аросева в фильме Эльдара Рязанова «Старики-разбойники» (1971 г.). Фото: Кадр из фильма

Раздался звонок от Рязанова: «Что ты наделала? Меня в ЦК партии вызывают!». Я стала оправдываться: «Эльдар, вы им скажите, что это фантазия, сказочное обобщение…». Он: «Ты меня не учи, что говорить! Прошу: больше за перо не берись, никогда в жизни! Обещаю, что буду снимать тебя во всех своих фильмах, только ничего и нигде не пиши!»

…Рязанова вызывал на ковёр для дачи показаний сам Кощей Бессмертный брежневского Политбюро Суслов, а от меня потребовали объяснительную записку, что всё это мне привиделось на съёмках, как сон… В ЦК Эльдар сказал: ну, чего требовать от дуры-актрисы, да к тому же ещё малограмотной?.. Картину на полку не положили, Эльдара с «Мосфильма» не выгнали, и что ещё удивительнее: в следующую свою работу «Невероятные приключения итальянцев в России» он меня таки взял».

9. К званию заслуженной артистки Ольгу Аросеву представили, когда ей было 25 лет. Получила она его только в 50. А в 60 Аросева стала народной артисткой РСФСР.

«Моя жизнь несколько раз начиналась с нуля, мне очень долго не давали почётного звания. В графе «образование» у меня стоял прочерк, так как училище оставила за два года до окончания. Следовательно, указание на профессию отсутствовало, а рядом значится, что я — народная артистка России. Впрочем, и тогда, в молодости, и теперь всё это мало меня волновало», — писала актриса.

Ольга Аросева и Иннокентий Смоктуновский в фильме Эльдара Рязанова Берегись автомобиля (1966 г.)
Ольга Аросева и Иннокентий Смоктуновский в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966 г.). Фото: www.russianlook.com

10. По словам Аросевой, за всю жизнь у неё был лишь один полноценный документ об образовании — согласно ему, актриса прошла курсы водителей троллейбусов. Это умение Аросевой пригодилось на съёмках фильма «Берегись автомобиля» — кстати, записаться на курсы её попросил режиссёр ленты Эльдар Рязанов.

Исправить несправедливость решили коллеги актрисы: на 80-летие ей торжественно вручили диплом Щукинского училища. Аросева к тому времени уже 20 лет была народной артисткой.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах