Смотрительница музея в «Стариках-разбойниках», продавщица в меховом магазине в «Зигзаге удачи», парикмахер Зинуля в комедии «По семейным обстоятельствам» — все это роли Нины Агаповой. Нельзя сказать, что ей повезло играть главных героинь в кино. Чаще ей доставались лишь эпизоды. Но даже крохотную роль актриса играла так, что её сцена становилась одной из самых ярких в картине. Недаром артистку прозвали «королева эпизода». 30 мая актриса отмечает 95-летие.
Мужа оставила при себе
Нина Фёдоровна сыграла в двух сотнях картин. Сниматься начала в 24. В последний раз на экране появилась, когда ей было под 80, сыграв небольшие роли в телесериале «Звезда эпохи» и комедии «Испанский вояж Степаныча».
В одном интервью Агапова сказала: «Эх, мне бы морду почуднее, я бы сыграла намного больше». Ведь, как говорят актёры, внешность в кино — это судьба. А её внешность была слишком интеллигентной, на яркие характерные роли она не тянула. А на лирических героинь брали не интеллигенток, а красавиц.
Хотя, по признанию артистки, она никогда и не стремилась правдами и неправдами стать знаменитой. Главным для Агаповой в жизни всегда была семья, а вовсе не карьера. Всю жизнь она была опорой и поддержкой мужу — знаменитому оператору «Мосфильма» Сергею Полуянову, с которым они прожили 30 лет. Познакомились девушка — участница знаменитого хора Петра Яркова, давшего 500 выступлений перед солдатами в Великую Отечественную, и крымский перенёк, работавший на фронте военным фотографом, на вступительных экзаменах во ВГИК. Роман Агаповой и Полуянова начался с первого курса и продолжался все 4 года учёбы. Когда накануне вручения дипломов выяснилось, что её отправляют работать в Театр киноактера в Москве, а его — в Ленинград на «Ленфильм», девушка взяла любимого за руку и отвела в ЗАГС. Потом со свидетельством о браке они отправились в Комитет по кинематографии с просьбой: не разлучайте мужа и жену. В итоге Полуянову нашли место на студии научно-популярных фильмов, а потом взяли оператором на «Мосфильм». И практически сразу он начал работать с легендарными режиссёрами. Именно Полуянов снял лучшие фильмы — «Иван Васильевич меняет профессию», «Двенадцать стульев», «Спортлото-82».
31 декабря 1953 года у Агаповой и Полуянова родился сын Александр. Но в декрете актриса побыла недолго, доверив ребёнка бабушке, начала сниматься — с деньгами в то время в их семье было всё более чем скромно.
Замолвить словечко
Агапова любит приводить в своих интервью знаменитую фразу Фаины Раневской: «Сниматься в эпизоде — всё равно что плавать брассом в унитазе». Так и есть. Развернуться негде, а усилий приложить нужно массу». В картине «Двенадцать стульев» Агапова, солистка театра «Колумб», чтобы спеть на французском языке «Шумел камыш», брала уроки произношения у Ольги Алексеевой, внучки Константина Станиславского и правнучки Льва Толстого.
После такого яркого эпизода Нину Фёдоровну часто спрашивали: почему больше не играете у Гайдая? Неужели муж не может похлопотать за жену?
«Полуянов и замолвить за жену словечко — понятия несовместимые, — говорила Агапова. — Да я и сама бы своего любимого Серёжку ни о чем подобном не попросила бы».
Работу в «Двенадцати стульях», несмотря на шумный успех комедии, Нина Фёдоровна вспоминала с содроганием. Дело в том, что во время съемок Полуянову стало плохо. Только на этапе монтажа она уговорила мужа обратиться к врачу. Медики сказали, что у него диафрагмальная грыжа, назначили специальную гимнастику. А потом выяснилось, что у операторв случился инфаркт, и прыжки, прописанные докторами, только усугубили положение вещей, к тому же начался двухсторонний отек легких. Лучшие врачи, которых срочно нашла Агапова, сказали, что с таким поражением важнейших органов мужчина не жилец.
Потом эти же самые врачи глазам своим не могли поверить: Полуянов не только выкарабкался, но и сумел вернуться к работе на «Мосфильме». Заслуга в этом целиком и полностью его жены. Все годы после инфаркта у мужа до его смерти — а это заняло промежуток в 13 лет — Агапова описывает как жизнь на пороховой бочке. Она боялась каждого телефонного звонка с сообщением, что супругу опять стало плохо, постоянно следила за здоровьем любимого человека.
Сыну угрожали расправой
Умер Полуянов очень тихо. Ему было всего 59. Чтобы не дать себе утонуть в горе, Агапова все свои силы бросила на заботе о матери, которая уже давно жила с ними, и на помощь сыну. Александр, как и отец, стал оператором, увлекся документалистикой. В 1990-е, когда кино практически перестало сниматься, начал заниматься бизнесом, но прогорел, влез в дикие долги. Кредиторы сначала требовали денег назад у самого Александра, потом стали угрожать расправой его сыну Сереже, названного в честь знаменитого дедушки.
Семья была вынуждена продать свою квартиру, но и этого не хватило на выплату долгов. Сын Агаповой метался, пробуя заработать хоть что-то, сама Нина Фёдоровна тоже никак не могла помочь любимому Сашеньке — в 1996 году она снялась всего в одной крохотной роли в «Любить по-русски-2». В итоге Александр 28 декабря 1996 года свел счеты с жизнью, не дожив несколько дней до своего 40-летия.
Сегодня Нина Фёдоровна живет очень скромной, затворнической жизнь. Самые счастливые мгновения — когда приезжает внук Сережа. Он ушел из профессии ландшафтного дизайнера, окончил операторские курсы и снимает рекламные ролики. Бывают их встречи нечасто — живет Сергей не в Москве. Ну а встречи с внучкой для актрисы и вовсе сейчас недоступны — девушка живёт в Австралии, поэтому они только созваниваются.