В 2007 году на российские экраны вышел один из самых мрачных фильмов Алексея Балабанова «Груз 200». Вокруг этой ленты развернулись ожесточенные споры.
Самый черный фильм
Многие посчитали, что позднесоветскую эпоху автор изобразил, что называется, с явным перегибом в сторону «жести». Балабанов критикам возражал, что многие сюжетные линии почерпнул из собственной жизни и историй своих знакомых.
С чем не приходилось спорить, так это с тем, что режиссер снял картину мастерски. А образ капитана Журова, милиционера-маньяка, навевает ужас на всех, кто хоть раз видел «Груз 200».
Алексей Балабанов умер в 2013 году, и о его раннем уходе из жизни говорили много. А про смерть Алексея Полуяна, который не только исполнил роль маньяка в погонах, но и работал на целом ряде балабановских картин, мало кто узнал.
«Атака» на «Аврору»
Реальная история Полуяна очень похожа на сюжеты Балабанова, и финальная точка в ней тоже окрашена в темные тона.
Алексей Полуян родился в Ленинграде в 1965 году. Семья простых рабочих не была благополучной — родители сильно пили, и Леша пристрастился к пагубной привычке.
Тем не менее друзья, знакомые и педагоги считали его хорошим и талантливым парнем — он писал стихи, играл на гитаре, участвовал в постановках школьной самодеятельности.
После 8 классов Полуян поступил в ПТУ, где осваивал специальность рулевого-моториста. Будучи практикантом, Алексей совершил ДТП на Неве — управляя прогулочным катером с иностранными туристами, зацепил якорную стоянку крейсера «Аврора». Дело дошло до КГБ, но там «диверсию» быстро исключили, а нерадивого рулевого отправили охранять склад запчастей.
«Пацаны»
Так и текла его жизнь, пока однажды на ленинградской улице он не услышал сакраментальное: «А ты не хочешь сняться в кино?»
Динара Асанова для своей ленты «Пацаны» подбирала молодых парней, которые соответствовали бы образу трудных подростков. Полуян, которому к тому времени исполнилось 18 лет, таким и являлся.
«Пацаны» в опросе журнала «Советский экран» заняли 2-е место в списке лучших картин 1983 года, уступив лишь рязановскому «Вокзалу для двоих».
Асанова и Валерий Приемыхов, сыгравший роль воспитателя, сильно повлияли на подростков, снявшихся в ленте. Многие из них захотели продолжить творческую карьеру, и Полуян, сыгравший Синицына, исключением не был.
«Судьба подкинула мне шанс — я вцепился в него мертвой хваткой», — много лет спустя говорил Алексей.
Актер появлялся и в «Улицах разбитых фонарей», и в «Убойной силе», сыграл английского матроса в «Конвое PQ-17».
Герой 90-х
Нельзя сказать, что предложения сыпались как из рога изобилия, но Полуян готов был хвататься за любой шанс в кино и в театре. Увы, но и за стакан он продолжал хвататься с неменьшим рвением.
В 1990-х проблем с работой у него не было — режиссеры, снимавшие не самые оптимистичные ленты, считали его подходящим типажом.
Но были и смешные образы — в легендарных «Особенностях национальной охоты» Александра Рогожкина он мастерски сыграл эпизодическую роль выпивохи, запертого в милицейском «уазике».
Ценили не только образ, но и неподражаемый голос — именно он озвучивал Виктора Багрова в «Брате» и «Брате-2», сыгранного Виктором Сухоруковым. Причем в первом «Брате» он сыграл еще и киллера по кличке Крот.
Потерянное здоровье
Занятость приносила стабильный доход, но деньги на спиртное уходили быстрее, чем актер их зарабатывал. Алкоголизм разрушил два брака Полуяна и отнял у него здоровье.
А после утверждения на роль в «Грузе 200» Алексей попал в больницу, где ему сделали неудачную операцию. Здоровье актера было окончательно подорвано.
Сам Полуян признавался, что винит в этом образ милиционера-маньяка — мол, захотел после разбитных выпивох и мелких аферистов с юморком чего-то жесткого, вот и получил это не только в кино, но и в жизни.
Предложения ему приходили в большом количестве, но принять он их зачастую не мог чисто физически.
Последней лентой Алексея Полуяна стал фильм «Я», снятый режиссером Игорем Волошиным. Если первая лента актера рассказывала о судьбе позднесоветской молодежи, то этот фильм был посвящен парням и девушкам, чья молодость пришлась на период распада и «лихие 90-е».
Полуян сыграл в картине роль водителя «труповозки» и чувствовал себя очень плохо. Прямо со съемочной площадки его доставили в больницу с обострением панкреатита.
Агония в смраде перегара
В том же 2009 году актер продал квартиру в городе, переехав в глухую деревню. Мало кто из знакомых знал, где он живет.
Как потом выяснилось, он медленно умирал в течение нескольких месяцев, уже почти не вставая с постели. И злоупотреблял алкоголем.
Затяжной новогодний запой в начале 2010 года стал для Полуяна последним. Фельдшер скорой помощи, приезжавший на выезд к умирающему, рассказывал журналистам «МК»: «Полуян умер от голода, жрать в доме было нечего. Бригаду скорой помощи вызвали слишком поздно. Мы уже были бессильны спасти мужчину. Застали его предсмертные судороги, рядом стояла пьяная жена и такие же нетрезвые друзья актера».
Дочери Полуяна считают, что его сожительница была аферисткой, обманом заставившей продать квартиру и целенаправленно доводившей Алексея до смерти.
Похоронили актера на 10-й день после смерти на краю кладбища деревни Яровщина. Он четыре месяца не дожил до 45-летия.