На 95-м году жизни скончался советский и российский поэт-песенник, народный артист СССР Николай Добронравов. О его смерти сообщает РИА Новости со ссылкой на соцсети певца Николая Баскова.
Причины смерти не называются. Отмечается, что Добронравов умер после тяжелой и продолжительной болезни.
Дата и место прощания станут известны позже.
Николай Добронравов родился 22 ноября 1928 года в Ленинграде. Его родителей репрессировали в 1937 году; отец из заключения не вернулся, а вот с матерью он воссоединился через несколько лет. Его воспитанием занималась бабушка по отцу, а с началом войны Николай был включен в состав детского дома и с ним вывезен в эвакуацию в Горький (сейчас — Нижний Новгород). После войны они с матерью поселились в подмосковной Малаховке, а после школы Добронравов поступил в Школу-студию МХАТ, которую окончил в 1950 году.
Добронравов был принят в Московский театр юного зрителя, начал сниматься в кино — сыграл в двух кинолентах начала 1950-х, — а одновременно получил второе высшее образование в Московском пединституте — и стал дипломированным преподавателем литературы. Правда, уже тогда он предпочитал эту литературу не преподавать, а создавать — во время работы в МТЮЗе Добронравов написал несколько пьес, которые ставились не только в его родном театре, но и по всей стране.
Крутой поворот в его карьере театрального — и, возможно, киноактера — случился в 1956 году. Помимо работы в театре, Добронравов часто выступал на радио, где делал передачи для детей — и однажды редакторы предложили ему придумать текст песни на музыку, которую сочинила начинающий композитор, которую звали Александра Пахмутова. Они были почти ровесниками — Пахмутова на год младше, — и совместная работа привела к появлению не только незамысловатой детской песенки, но и новой семьи, а также очень талантливого и плодотворного творческого тандема.
На пару — она музыку, а он стихи — они написали около четырехсот песен; считается, что примерно 150 из них стали хитами. Конечно, в советском понимании хитовости — но то, что эти композиции были узнаваемы, исполнялись часто и везде — с этим не будут спорить и завзятые скептики. «Беловежская пуща», «Как молоды мы были», «Куба — любовь моя», «Нежность», «Трус не играет в хоккей», «Орлята учатся летать», «И вновь продолжается бой», «Команда молодости нашей», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Надежда», «Любовь, Комсомол и Весна» — лишь малая толика того, что написал этот дуэт. Много позже, после развала СССР, их обвиняли в конъюнктурности, но талант Пахмутовой и Добронравова был в том, что даже по заказу они могли создать такую песню, от которой плакал весь мир. Без преувеличения — стоит вспомнить финальную песню летней московской Олимпиады-80, под которую в темнеющее небо улетал талисман игр.
Добронравов, конечно, работал не только с супругой — как и она не только с ним. Он писал тексты под музыку Микаэла Таривердиева и Арно Бабаджаняна, а песни на его стихи исполняли Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина, Майя Кристалинская, Лев Лещенко, Валерий Ободзинский, Николай Басков, Александр Градский, Валентина Толкунова, Эдуард Хиль, многочисленные ВИА и группы советского времени — почти все популярные исполнители 1960-х и 1970-х.
Они и сами на месте не сидели — объездили с концертами всю страну, плавали на барже по Енисею и выступали перед моряками-подводниками Северного флота.
В 1990-е их популярность почти сошла на нет — настали другие времена, в моде была другая музыка. Они могли уехать на Запад, где Пахмутову очень ценили как симфонического композитора — но остались на родине. И вскоре былая популярность вернулась. Конечно, не совсем та, к которой они привыкли; новых песен от них уже и не ждали — оказалось, что достаточно и старых, тех самых, которые про любовь, комсомол и весну. И это не «старые песни о главном», а, скорее, концентрированная ностальгия, которая почему-то лучше всего заметна именно в музыке — и ещё, наверное, в кино.
Источник: