Примерное время чтения: 12 минут
1617

Группа «Зверобой»: «В нужный момент оказались полезными Родине»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. Женское начало. Какие штурвалы доверят первым в России военным лётчицам 02/11/2022
С 2015 г. ребята из «Зверобоя» исколесили весь Донбасс - выступления проходили даже на передовой.
С 2015 г. ребята из «Зверобоя» исколесили весь Донбасс - выступления проходили даже на передовой. ТРК ВС РФ "ЗВЕЗДА"

Группа «Зверобой» на Донбассе известна всем. И в остальной России её уже хорошо знают. Ребята выступают на Первом канале, открывали концерт по случаю присоединения четырёх новых регионов. Написанную в марте этого года песню «Моя Родина возвращается», как молитву, как заклинание, вместе с ними пела вся Красная площадь.

Участники первых Грибоедовских чтений в усадьбе «АиФ», где звучали стихи о Донбассе, тоже от души подпевали «Зверобою» в финале вечера. А после Дмитрий Сосов и Алексей Иовчев поделились своими мыслями о культурном фронте, востребованности новых смыслов и воспитании молодёжи.

С народом на одном языке

А.И.: Когда мы писали альбом «Война за мир», боялись, что он получится таким односложным, ведь все песни (а там 16 треков) так или иначе обращены к теме войны. Но когда всё выстроилось, оказалось, что войну они показывают с совершенно разных сторон. Наверное, потому что и авторы разные, и эмоциональные посылы, и сюжеты. То есть палитра красок, многообразие граней выручает.

Алексей Иовчев, соло-гитара, бэк-вокал, автор музыки и текстов.
Алексей Иовчев, соло-гитара, бэк-вокал, автор музыки и текстов. Фото: Никита Флёнов

Д.С.: У нас есть прекрасные примеры — песни военных лет, которые до сих пор с удовольствием слушаешь. Надо на них учиться и дальше продолжать.

Aif.ru: — Вы продолжаете действительно очень по-разному. В одних песнях — классический рок, в других появляются народные мотивы и в текстах, и в мелодии. Песни на стихи Елены Заславской добавили новых граней. Но, наверное, главное — смысловые посылы, которые вы транслируете.

А.И.: Когда я в песнях обращаюсь от множественного лица: мы то, мы это, — я не расковыриваю свои собственные болячки. Я пытаюсь соединиться с коллективным сознанием народа, прочувствовать этот нерв и выразить его, причём не отделяя себя от этого коллективного сознания. 

Д.С.: Мы по-советски воспитаны, и поэтому между «я» и «мы» всегда выбирали «мы». У нас сознание исконно наше русское — коллективистское. Правда, нас сразу записали в какой-то нафталин, ведь это не соответствовало тогдашним новомодным течениям. Но в 2014-м оказалось, что те, кто нас туда записал, схватили белые флажки и стали делать вид, что их это всё не касается. Воспитания у них не было и навыка писать песни со смыслом — тоже.

Дмитрий Сосов, бас-гитара, бэк-вокал, автор музыки и текстов.
Дмитрий Сосов, бас-гитара, бэк-вокал, автор музыки и текстов. Фото: Никита Флёнов

А.И.: А в начале этого года многие группы мейнстримовые оказались в растерянности, потерянности, и у них прервался канал связи с аудиторией. Выяснилось, что вся страна на одном языке говорит, а они — на другом. 

— Страшно далеки они были от народа...

А.И: Да, страшно далеки. Получилось, что мы, наоборот, оказались близки, причём для этого ничего в себе не ломали. Просто, когда ты твёрдо стоишь на своём, колесо времени однажды может провернуться, и ты окажешься в той самой точке, где сойдутся пути.

На культурном фронте

— Как для вас Донбасс начинался? Это личная история, связанная с тем, что Алексей родом из Мариуполя?

Д.С.: Конечно, Алексей рассказывал о Донбассе, даже учил нас словечкам каким-то, потому что он в школе уроки не прогуливал и украинский язык хорошо знает. Так мы погружались в южнорусскую культуру. Песни, анекдоты... А потом, когда к Донбассу стали проявлять агрессию, мы почувствовали, что это к нам её проявляют.

А.И.: Мы не обсуждали, надо ли туда ехать. Мы обсуждали, когда именно поедем и каким образом туда попасть. Я переписывался в соцсетях практически со всеми заметными деятелями культуры Донбасса, налаживая контакты. Вышел на Владимира Скобцова, одного из организаторов фестиваля «Большой Донбасс». Это такой возрождённый бардовский фестиваль, которому придали новый импульс — теперь барды и рок. Было жаркое, сложное лето 2015-го. Скобцов послушал наши песни и сказал — приезжайте. Начинаем узнавать, как это сделать, — нам говорят: «Да на автобус садитесь да приезжайте». Как на автобус? Оказалось, правда: вообще никакой проблемы добраться не было. А все рассказы некоторых артистов (мол, я бы поехал, но попасть туда так сложно) — ерунда. 

Теперь поездок уже многие и многие десятки. ДНР,  ЛНР — практически все населённые пункты мы объездили. Весь Донбасс исколесили.

— «Кто сказал, что нужно бросить песню на войне?» Вы убедились в том, что песни там необходимы?

А.И.: Наш первый концерт в Горловке. Там шли обстрелы. Мы выступали с группой «Ещё», Игорем Сиваком в сталинском ДК. Он был весь посечённый. Людей как раз предупредили, что надо уйти в убежища, и в большом зале собралась какая-то горстка детей и подростков, человек 50. И мы стали играть. Обычно это мы стараемся у зрителей эмоции вызвать. А тут смотрим на детей — и, наоборот, нас эмоции переполняют от того, как внимательно они слушают. 

Ну, и на передовой перед бойцами, когда выступаем, видим: после выступления люди встают, заряженные какой-то вдруг сошедшей на них энергией. Энергией Победы. У них даже осанка меняется, плечи расправляются. Им, конечно, все те смыслы, что мы транслируем, понятны. Но многие консерваторий не кончали — не могут вербализовать их, сформулировать красиво. А в песне они всегда выпуклы, и люди мгновенно воспринимают: «Вот же оно — то, что я чувствую». И уверяются в своей правоте.

Выступая перед такими зрителями, понимаешь: им это нужно. Да и нам самим это нужно — такое общение с ними. 

Д.С.: Конечно, песни необходимы. И им, и нам. Люди идут в бой, вообще-то, жизнью своей рискуя, а у нас мирная профессия, но надо вспомнить, что ты гражданин. И если Родина зовёт, что ты можешь сделать? Можешь помогать финансово, можешь сердечки ставить в интернете под постами, а можешь профессию свою применить. Её же тебе Родина дала, она рассмотрела в тебе талант, выучила — теперь твоя очередь отдавать. Всю жизнь отдавать и каждый день делать добрые дела. 

Мы стараемся помогать таким образом. Даже не то, что помогать — мы тоже стоим на фронте. На культурном фронте.

Группа «Зверобой».
Группа «Зверобой». Фото: Никита Флёнов

— В военных песнях, в том числе ваших, присутствует изрядная доля романтики. А ваш коллега Рич записал песню, в которой называет войну грязной работой. Как вы считаете, что больше нужно тем же мобилизованным ребятам, отправившимся на Донбасс: героическая романтика, помогающая стяжать дух, или осознание, что им предстоит «грязная работа»?

Д.С.: Вернусь к песням военных лет, написанным великими поэтами и великими композиторами 1941-1945 годов. Там романтизировался не процесс, потому что понятно, что война — это страшно, это рутинно и тяжело, а человеку всегда лучше, если мир, если он пашет себе землю, торгует с соседом и всё у него хорошо. Война — это противоестественно, поэтому чего её романтизировать? 

Песня «Землянка», она же совсем не про войну. Или «Тёмная ночь». Человеческая романтика должна быть. И надо, наверное, романтизировать цель — ради чего это происходит, ради чего идёт специальная военная операция. Что русские должны быть вместе, потому что по отдельности они не живут, что украинец — это тот же самый русский, просто заблудший сын. О таких вещах нужно петь. Победа за нами — это главный посыл любой военной песни. 

Какие песни поёт молодёжь?

— Вы открывали концерт на Красной площади, где выступал президент, участвовали в концертах на Манежной и Саур-могиле. То есть получили серьёзное признание. Как чувствуете себя теперь?

Д.С.: Даже не верится, что мы в самом центре нашей Родины, да ещё на самом главном телеканале в прямом эфире были... Да, для нас это признание. Не зря, значит, старались и что-то делали. 

А.И.: Это тот случай, когда вроде бы и трепет испытываешь, но и ощущаешь, что ты на своём месте. Мы долго шли к тому, чтобы в нужный момент оказаться полезными своей Родине. 

Другое дело, что не стоит слишком обольщаться, потому что в целом в культурной среде ничего не поменялось. Да, есть отдельные люди вроде нас — им на кнопку «вкл» позволили нажать, разрешили побыть какое-то время. Но шоу-бизнес из 90-х, он не исчез. Пусть многие персоналии уехали, однако институции-то остались. А институции воспроизведут этих же персонажей и снова заполонят ими эфир. 

Концерты на Красной площади, Манежной, на Саур-могиле — они реально знаковые. Но это Первый канал и администрация президента организовывают, что не секрет. А где организаторы культуры, которые впрямую должны были бы заниматься такими концертами? Всё, что связано с культурной деятельностью, оно живёт в своём мире — там нет никакой спецоперации, нет никакого Донбасса, нет никакой возрождающейся России с заново осмысленными нарративами.

Самая крупная радиостанция в стиле рока — «Наше радио». Монополист, можно сказать. Ну, и что? Она изменила сетку вещания хоть на сантиметр? Нет. Они крутят антивоенные песни БГ, Би-2. Те уже в Израиль уехали, уже все проклятия нам сюда послали, а их крутят по 5-6 песен в день. 

Я не говорю, что нужно всех арестовать — не 37-й год. Но нужно хотя бы создавать альтернативные площадки. Что-то делать обязательно придётся, и не потому что я или кто-то этого хочет, а потому что сама жизнь диктует. 

Только культура, религия (как часть культуры) воспитывают человека, дают ему внутреннее наполнение и формируют мотивы к последующим действиям. И когда перед ним встаёт сложный выбор, он делает его, опираясь на эту основу.

— Получается, что песенные смыслы особенно важны для молодёжи?

А.И.: Да. Молодёжь не любит долгих заумных разговоров. Она не смотрит вечерние телешоу с умными дядьками. Она эмоционально воспринимает информацию: фильм, картинка, песня. Какие песни молодёжь будет слушать, такой она вырастет. А те, чьи песни она слушает, — это её воспитатели. Если оставить как есть, то может так статься, что, когда эта молодёжь вырастет, выяснится, что она уже не наша.

Какой выбор сделают молодые люди вслед за своим кумиром? Как Моргенштерн и Би-2? Как Земфира? Или как Джанго, Чичерина? Кстати, Чичерина — хороший пример. Ведь пела смешные такие песенки, лёгкие — как молодёжь любит, и не претендовала на выразителя глубочайших смыслов, как Шевчук или БГ. А выбор свой личностный она сделала совсем другой. И вот он, образец для молодёжи. 

Вообще, это очень серьёзная вещь, потому что, если наши молодые люди воспитаны в совершенно другом культурном поле, то потом не надо рассчитывать, что им дадут в руки автомат — и все побежали.  

— Увы, многие уже сейчас побежали в другие стороны.

А.И.: Вот именно. Потому что надо было 30 лет другие песни петь. Сейчас это становится ясно. Очень надеемся, что наше культурное поле всё же изменится. И это само по себе будет большой победой.

Справка

Группа «Зверобой» существует с 2008 г. Самые известные альбомы: «Война за мир» (2016), «Родина» (2018), «Русская весна» (2021). Самые известные песни: «Едут-едут БТРы», «Русская весна», «Безымянный солдат», «Эти русские», «Мой Мариуполь», «Моя Родина возвращается».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах