«Хорошая мелодия появляется только тогда, когда её ждут», — признался «АиФ» Сергей Скрипка, художественный руководитель и главный дирижёр Российского государственного симфонического оркестра кинематографии.
Копируем Запад
«АиФ» Сергей Иванович, бытует мнение, что таланты мельчают и особенно это заметно в такой области, как музыка. Новые композиторы уровня Петрова, Зацепина, Тухманова не появляются. Вы это ощущаете?
Сергей Скрипка: Ощущаю. Но, видимо, время такое. Хорошая мелодия появляется тогда, когда её ждут. А когда не ждут, а говорят: «Сделайте так, как в «Гладиаторе» или сериале «Скорая помощь», — то мелодии и не рождаются. Сейчас в кинематографе заправляют всем продюсеры, которые чаще всего выскакивают из ниоткуда, как чёрт из табакерки. Один режиссёр, достаточно уважаемый, говорил мне: «А я ничего не могу поделать. У меня это зарезали, то зарубили. А вот тут мне сказали, что музыка не нужна, потому что она отвлекает на себя внимание». Беда в том, что автор потихоньку исчезает из кинопроизводства.
В некотором роде я себя ощущаю как Фаина Раневская, которая, когда игру её более молодых коллег назвали гениальной, сказала: «Я, к сожалению, так стара, что видела, как играла Ермолова и Качалов. Поэтому не рассказывайте мне, что такое гениально». Я начинал работать в кино с Минковым, Догой, Петровым, Пахмутовой, Эшпаем, Крылатовым и т. д. И думал, что такие авторы будут всегда. Но сегодня понимаю, что золотой период кончился. Сейчас появляются молодые талантливые ребята, но у них получаются совсем другие фильмы. По пальцам могу пересчитать киноленты такого высокого уровня, с которыми раньше приходилось работать буквально каждый день: «Легенда № 17», «Сталинград». В этом году мы сделали картину Никиты Михалкова «Солнечный удар», которую ожидаю с огромным нетерпением. И кино замечательное, и музыка там потрясающая!
— В советские времена были сняты киношедевры, к которым вы как дирижёр тоже приложили руку: «Осенний марафон», «Гараж», «Кин-дза-дза!» и др. Но сегодня таких фильмов не снимают. Наше кино тоже переживает кризис?
— Фильмы делаются для кого? Для зрителя. А нашего зрителя очень быстро полностью перевоспитали, для того чтобы он потреблял исключительно американскую кинопродукцию с их клише и трафаретами, с их заданностью жанру. Ведь неслучайно на Западе многие советские фильмы не понимали. Это мелодрама или боевик? Там если боевик, то это боевик, мелодрама — значит мелодрама. Всё сделано для зрителя, который приходит в кинотеатр пожевать попкорн под кино, где всё понятно. И наш зритель стал таким же нетребовательным. Поскольку я член киноакадемий «Ника» и «Золотой орёл», то каждый год знакомлюсь с огромным количеством отечественных фильмов. Но где все эти ленты? Их нет в кинопрокате, он заточен под голливудское кино. Александр Прошкин сделал замечательный фильм «Искупление». Но кто его видел? Его попросту негде и некому показывать. Потребителя такого кино уничтожили.
— Почему, на ваш взгляд, наши классические музыканты время от времени попадают в номинации престижной музыкальной премии «Грэмми», в то время как поп-исполнители и поп-авторы — нет?
— Я не большой специалист в поп-музыке. Но давайте возьмём, к примеру, Джорджа Майкла. Какого нашего артиста можно поставить рядом с ним? Думаю, никого. Можно любить или не любить Мадонну, но так, как она работает, из наших поп-звёзд не работает никто. Стремятся — да. Но даже те, кто стремится, пытаются повторить её. А точно так же, как у Мадонны, в любом случае не получится. Не будет, условно говоря, фильм «Ночной дозор» лучше «Бала вампиров» или «Дракулы».
Сделайте что-то своё, оригинальное — тогда это может иметь шансы на успех. А мы сейчас находимся в стадии копирования. Это тоже правильный процесс. Но пора создавать и свои произведения. Тем более что мы умеем.
У нас много талантливых людей и в области поп-музыки. Не могу сказать, что я отслеживаю все программы, но, если кто-то из поп-артистов меня приглашает, я с удовольствием хожу на их концерты. Мне нравится, когда люди стараются делать что-то профессионально, хотят сделать что-то новое. Лет 10 назад я был на шоу Филиппа Киркорова в Кремле. Каждый номер был сделан с новыми постановочными решениями. И с музыкальной точки зрения всё было сделано профессионально. Конечно, такой концерт в два отделения невозможно сделать полностью на живом звуке. Поэтому какие-то номера делаются под «плюсовую» фонограмму, на которых артист отдыхает, разевает рот. Иначе он не вытащит концерт. Я не уверен, что все западные артисты полностью работают под живой звук. Чаще всего они делают большие перерывы между номерами, и кто-то заполняет эти паузы.
«Грэмми» — политика
И потом, если говорить о «Грэмми», это ещё и политика. Там номинируется музыка, сделанная по американским лекалам. Поэтому все и пытаются подстроиться под этот стандарт. Георгий Гаранян сделал в своё время запись с американской группой «Орегон» (где выступил в качестве дирижёра) и попал в одну из номинаций «Грэмми». А по большому счёту это никому не нужно. Раньше всё-таки даже популярная музыка у нас была разнообразнее и изобретательнее, а сейчас сплошная «Утренняя почта». Включаю как-то телевизор — там Стас Михайлов. Ну всё, ребята, приплыли...
— Стас Михайлов — это, по-вашему...
— О таких артистах или хорошо, или ничего.
— Вы когда-нибудь считали количество фильмов, для которых записали музыку?
— Лет десять назад я насчитал свыше 600 фильмов. Сколько за последние 10 лет я наработал, не знаю. Может, под тысячу. Смотря как считать. Если в сериале 36 серий, как его считать? Мультфильмы считать? А научно-популярные? Я, в общем, считаю только художественные и некоторые мультипликационные. Например, очень горжусь мультфильмом «Каникулы в Простоквашино». А также фильмами, в титрах которых моей фамилии даже нет, но в работе над ними я тоже участвовал: «Любовь и голуби», «Москва слезам не верит» и «Маленькие трагедии».