Примерное время чтения: 7 минут
612

Валерий Гергиев: «Грешно выдавать развлекуху за русскую культуру»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. Кто делает наших детей безграмотными? 15/04/2009
Михаил Мокрушин / РИА Новости

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в России, руководитель Мариинского театра дирижёр Валерий Гергиев своих планов менять не собирается. Поэтому ставший традиционным весенний Пасхальный фестиваль, который начнётся 19 апреля, охватит чуть ли не всю страну: от Казани и Екатеринбурга до Беломорска и Петрозаводска. Более 100 концертов в 23 городах России. Потому что именно искусство, уверен Гергиев, поможет нам выдержать те вызовы, которые бросает России сегодняшний день. Об этом шёл разговор на встрече с главным редактором «АиФ» Николаем Зятковым.

Холодный душ кризиса

- Валерий Абисалович, помните, в «Литературной газете» была рубрика «Если бы директором был я»… Вы - руководитель огромного коллектива. Основываясь на собственном опыте, можете ли сказать, что нужно делать стране в сложившейся ситуации, чтобы выйти из неё с наименьшими потерями?

- Надо прежде всего задаться вопросом: что сначала? Деньги вперёд, а потом уже всё остальное? Или всё-таки сперва надо поработать над повышением качества, а потом вести разговор о прибылях.

Наш театр подобную тренировку проходил в начале 90-х. Понятно, что тогда никаких «денег вперёд» не было. Поэтому мы ещё в те годы твёрдо усвоили одну истину: сначала повышай планку качества. И сейчас прежде всего волнуемся за то, чтобы все наши спектакли сохранили свой высокий уровень. А уже потом будем рассуждать, сможем ли мы пройти через этот кризис. Безусловно, падение рубля очень сильно ударило по нашему карману. Представьте, что это такое - пригласить хор, оркестр или звезду мирового уровня!

- Будете экономить?

- Скорее, постараемся совместить осторожность и смелость творческих планов. Для России, к сожалению, стало обычным делом сорить деньгами. Не хочу злорадствовать: мол, хорошо, что кризис наступил! Но, возможно, он подействует на всех как оздоравливающий холодный душ, кое-чему научит. Например, тому, что выступления молодых отечественных артистов должны стать для страны гораздо более важными и более интересными, чем визиты западных исполнителей. А в России есть невероятно одарённые люди.

Поиски ответа на вопрос о том, как нам обустроить Россию, не мой конёк, однако одно я понимаю точно: экономическими успехами мы Америку не побьём. Не знаю, что бы делал Столыпин или Пётр I, если бы они оказались сегодня среди нас. Но мне кажется, ни один, ни другой, ни тем более Екатерина Великая не забывали бы о том, что надо вкладываться в создание вечных ценностей. Те, кто строил Древний Рим, вкладывались в культуру. И Медичи, правившие в Италии в Средние века, тоже вкладывались в культуру. И после них остались не только экономические достижения, но и великие музеи с живописью, скульптурами, и великая архитектура. А это, если рассуждать приземлённо, сумасшедшая по доходности туристическая индустрия.

«Мы - хранители очага»

- На страницах «АиФ» мы развернули дискуссию о том, что нужнее людям в эпоху испытаний - развлечения, секс, игра или какая-то серьёзная пища для души. И вполне может так получиться, что из-за кризиса те виды искусства, которые требуют определённой подготовки и душевной деятельности, - та же классическая музыка, опера - окажутся ущемлёнными.

- Поводы для беспокойства есть - очень много нам сегодня предлагают дешёвого и скучного. Именно скучного! Мы (я имею в виду Мариинку) отстаиваем свою позицию в мировом пространстве - позицию хранителей очага русской музыкальной школы. В нашем репертуаре и Прокофьев, и Шостакович, и Щедрин, и Губайдулина, сейчас появились три постановки по произведениям Гоголя, музыку к которым написали трое молодых российских композиторов. Я твёрдо уверен и в том, что в нынешней ситуации ТВ-каналы не могут себе позволить существовать в том режиме вседозволенности, в котором они действовали до этого. И руководители страны не могут отстраниться, сказав: «У нас свобода! Делайте что хотите!» Нельзя! Я всё время думаю, убрать телевизор из дома или оставить. Потому что детей жалко! В нашей современной жизни есть много и хорошего, и плохого. Хорошее можно найти и без телевизора. А вот плохое идёт преимущественно с телеэкранов.

Давайте вокруг посмотрим, как другие страны свою жизнь выстраивают. Те же шведы или финны. В Финляндию приезжаешь и понимаешь: для них их композитор Сибелиус - святой! Возможно, потому что он у них  единственный всемирно известный. А у нас так много великих, что мы позволяем себе посмеиваться над тем, что писал Пушкин, или над размышлениями Толстого, или над мощными характерами Достоевского. Но, не уважая свою культуру, мы теряем уважение всего мира. А в Финляндию - едут! Давайте съездим - хотя бы мысленно - в Финляндию. А в процессе путешествия подумаем, как нация, численность которой едва ли не уступает населению Санкт-Петербурга, и леса смогла вылечить, и вода там питьевая в озёрах, и воздух чистый. И образование, оказывается, у них там очень высокое. И любовь к традициям упорно не уступает места всеобщей американизации.

Я не призываю копировать «горячих финнов», но и опыт их не замечать нельзя. Да, я понимаю, как важно сегодня бороться с кризисом. Но надо иметь мужество не все деньги кидать в экономику, а вкладывать в культуру, чтобы весь мир понимал: Россия своего не выпустит, не растеряет. А что такое «своё»? Для кого-то это хор в соборе, для кого-то - концерт симфонического оркестра, для кого-то - мелодия русской песни. Для кого-то - по-настоящему талантливая поп-звезда. Только не надо выдавать за русскую культурную традицию откровенную порнуху! И индустрия развлечений, в которой десяток человек невероятно обогащаются, а миллионы - оболваниваются, тоже не должна выдаваться за великую русскую культуру!

Досье

Валерий Гергиев родился в 1953 г. в Москве, но вырос во Владикавказе (Сев. Осетия). Окончил Ленинградскую консерваторию им. Римского-Корсакова по классу симфонического дирижирования. В 23 года одержал победу на международном конкурсе дирижёров им. Караяна и, ещё студентом, в 1977 г. приглашён в Кировский театр дирижёром. В 1988 г. становится главным дирижёром Кировского театра, с 1994 г. - худ. рук. оперной труппы, с 1996 г. - худ. рук. Мариинского театра. В 1993 г. организовал фестиваль «Звёзды белых ночей», в 2002 г. - Пасхальный фестиваль. С 1995 по 2008 г. - главный приглашённый дирижёр Роттердамского симфонического оркестра, с 1997 по 2002 гг. - приглашённый дирижёр «Метрополитен-оперы» (Нью-Йорк), с 2007 г. - главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Среди наград и премий - звание народного артиста РФ, Гос. премия, ордена «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах