«Чистый источник вдохновения»
- «Музыка приходит как странник к человеку, остаётся как гость, а потом становится хозяином его души», - говорил Ференц Лист. Валерий Абисалович, этот странник - музыка - давно прописан в вашей жизни... Как музыка на вас действует? Снится? Переполняет? Может, иногда утомляет?
- Утомительным может быть перелёт, ненужное общение. А музыка лечит, восстанавливает силы. Настоящие произведения искусства - чистый источник… Творчество великих русских композиторов, как правило, - результат особого духовного состояния. Отсюда решение Чайковского обратиться к Пушкину. «Онегин», «Пиковая дама» - капитальные проекты для русского музыкального театра. В «Игроке» Прокофьева образы Достоевского просто наяву встают перед вами.
Я 20 лет руковожу Мариинским театром. Вы правы, говоря, что музыки в голове собралось тако-о-е количество... Речь идёт о тысячах часов. Каждое звучащее мгновение в музыкальном произведении - это весьма сложный поток информации. Флейтисты, трубачи, струнные исполнители...
- Вы действительно создали коллектив экстра-класса. Сегодня, имея такой багаж, вам легче решать сложные задачи? Особенно работая с молодыми дарованиями.
- Молодёжь всегда требует пристального внимания. Глупо требовать от 22-летнего певца, чтобы он справлялся с разнообразными задачами в опере. Нужно большое терпение, чтобы вырастить артиста. Даже такие явления, как Анна Нетребко, - это 7-8 лет кропотливой работы. Прежде всего - её собственной. Но и, конечно, руководителя театра. Голос - это хрупкий инструмент.
- Если посмотреть график гастролей Мариинки, понятно: ваша творческая деятельность - на пределе человеческих сил. Своим детям вы бы пожелали этой профессии?
- Я хотел бы, чтобы мои дети понимали: жизнь человека без музыки и без театра, как жизнь без Бога, беднее. Можно быть великим учёным, можно стать очень успешным предпринимателем, но всё-таки надо благодарить Всевышнего, родителей, судьбу, если у вас есть возможность едва ли не каждый день иметь дело с музыкой. Если молодёжь проходит мимо духовных богатств, я не думаю, что это поможет ей быть порядочной, интересной, содержательной.
«Поменьше хлама и помоек»
- Когда вы говорите о великих музыкальных произведениях, апеллируете в основном к прошлым временам. Как считаете, из современных композиторов кого-то можно поставить рядом с Чайковским, Рахманиновым?
- Мы недавно исполнили «Очарованного странника» - настоящее оперное произведение Родиона Щедрина. Ничего лишнего, никакого нагромождения. Мне очень интересно работать с произведениями ныне живущих авторов. Очень дружим и с Щедриным, и с Губайдулиной. У нас всё более крепнущие связи с Борисом Тищенко. Недавно исполнили мировую премьеру последней - пятнадцатой симфонии Сергея Слонимского. Это настоящие, большие композиторы русской музыкальной школы.
Мы задумали фестиваль «Новые горизонты», который призван знакомить публику с произведениями современных мастеров. У нас шикарный концертный зал, который мы построили очень быстро, к восторгу нашей публики и самих музыкантов театра.
- Все ваши восторги - в адрес классической музыки. Но кому-то нравится рэп, поп-музыка, шансон…
- Сегодня музыкой называют всё, что звучит в баре, в лифте. Люди слышат какой-то фоновый шум и даже не обращают внимания: где-то что-то играет. Мне это напоминает ситуацию с окружающей средой. Мы все должны дышать чистым воздухом и пить чистую воду - к сожалению, сегодня это стало почти невозможным.
Если говорить о здоровье нации, такой же важной частью великого очищения среды должна быть постоянная забота больших музыкантов, чтобы настоящей музыки было больше, а «хлама», «помойки» - меньше. Не хотел бы ворчать, я недостаточно стар для этого, но иногда, услышав грохот, который выдаётся за искусство, хочется просто бежать. Беда! Мы живём в стране Пушкина, Толстого. Я считаю, что послушать хоры Рахманинова и Чайковского - это акция духовная. Огромные богатства едва ли не погребены сегодня под натиском шума.
- А где границы между шумом и музыкой? Шевчук или «Битлз» тоже ведь громко играют. Но у них - миллионы поклонников...
- Сам факт, что Пугачёва или Кобзон поют много десятилетий и у них огромная аудитория, говорит о многом. «Битлз» - это действительно явление... Одну мелодию запоминает миллиард человек, остальные же, даже самые примитивные, вы хотите выбросить из головы. Музыка - это то, что или Богом, или человеком создано. Какое-то магическое и совершенно неистребимое, прекрасное ощущение...
Продолжение интервью с Валерием Гергиевым читайте в одном из следующих номеров «АиФ».