Этот фильм о военных разведчиках сразу же разобрали на цитаты. Зрители, едва покинув зал, брали билеты на повторный сеанс. Вся страна узнала о саратовском актере Олеге Янковском и стала петь «С чего начинается Родина». Однако картины могло и не быть: исполнитель главной роли не нравился Госкино, артистов не хотели выпускать за границу, и уж слишком обаятельными, по версии комиссии, получились немецкие офицеры.
Роман начался с неудачи
Сначала Вадим Кожевников задумал написать роман о советских разведчиках — своих современниках, которые работают в США во времена активного ядерного противостояния. В качестве прототипа главного героя автор выбрал судьбу Рудольфа Абеля — реального двойного агента. Но тот, прочитав первые главы будущей книги, не захотел иметь к ней никакого отношения. Уж слишком сюжет был похож на похождения Джеймса Бонда.
Тогда автор перенес действие на 20 лет раньше и стал писать о военных разведчиках. Основой стала биография разведчика-диверсанта Александра Святогорова. Он не просто согласился, но позже выступил консультантом фильма «Щит и меч». От Абеля же в ленте осталось только созвучное имя главного героя — А. Белов.
Режиссером стал Дуремар
«Щит и меч» снимали к пятидесятилетию советской внешней разведки. Из-за того, что времени до знаменательной даты оставалось мало, на роль режиссера выбрали Владимира Басова, который славился умением снимать быстро. Однако за «Щит и меч» режиссер браться не хотел: будучи фронтовиком, он не хотел создавать фальшивый пропагандистский фильм, в котором были глупые карикатурные фрицы. Но, несмотря на все опасения, сценарий получился абсолютно другим. «Щит и меч» стал фильмом, в котором немцы изображены как умные, хитрые и достойные противники.
Однако новаторство фильма было не только в том, как прописаны антагонисты. Именно в «Щите и мече» впервые в советском кино на экране прозвучали немецкие военные песни, марши и даже гимн ГДР. Песню «С чего начинается Родина» в качестве основной музыкальной темы к фильму написали Вениамин Баснер и Михаил Матусовский.
Слишком невзрачный Любшин
Владимир Басов тщательно подбирал актера для главной роли. Сначала хотели взять Юрия Соломина, но он оказался занят в Малом театре. Затем выбор пал на Александра Белявского, однако тот был слишком харизматичным.
Тогда Басов попросил консультантов фильма из КГБ о встрече с настоящими разведчиками. Режиссеру повезло, его пригласили на одно из внутренних мероприятий. На конкретных людей не указывали, но на следующий день Басову сказали, мол, был там один мужчина в сером костюме, он и есть разведчик. Режиссер поймал себя на мысли, что он запомнил всех гостей, кроме того мужчины. Типаж был подобран.
Просмотрев множество фото, Басов выбрал Станислава Любшина. Но Госкино отклонило эту кандидатуру. Уж слишком невзрачным получался защитник Родины. Решающим стало слово консультанта Святогорова, которому Любшин очень понравился: «Настоящий разведчик как раз и должен быть неприметным».
Для самого Станислава Любшина роль стала знаковой. В детстве он мечтал стать разведчиком, даже в восемь лет сбежал на фронт. Мальчика поймали и вернули домой, но он не сдался и написал письмо Берии. Это письмо заметили, маленького Станислава пригласили в НКВД и посоветовали стать актером, а не разведчиком. Спустя много лет детская мечта актера все же исполнилась.
Случайный Янковский
В легенду превратилась история поиска исполнителя роли Генриха Шварцкопфа — друга главного героя. Актера искали по всему СССР, но так и не могли найти подходящего. Во время поездки во Львов Владимир Басов заметил за соседним столиком в ресторане красивого интеллигентного мужчину. Он идеально подходил на роль молодого арийца для фильма. Басов сказал своей жене, мол, жаль, не наш вариант. Скорее всего, физик или геолог. Актеров с такими интеллигентными лицами не бывает. Оказалось, бывает. За соседним столом с режиссером Басовым сидел молодой актер Саратовского драмтеатра — Олег Янковский.
Фильм «Щит и меч» Владимира Басова стал кинодебютом Янковского. Роль немецкого офицера сделала актера популярным. «Кинооператор Павел Лебешев говорил мне: “Теперь, когда ты будешь проплывать по Волге мимо родного Саратова, твои поклонницы станут восторженно кричать тебе с берега: “Олег! Олег!”, — я тогда ему не поверил», — вспоминал Олег Янковский.
Во многих картинах мужа играла жена Басова — Валентина Титова. «Щит и меч» не стал исключением, Титова исполнила роль курсантки Нины.
Проваленные сроки
Несмотря на то, что Владимир Басов снимал действительно быстро, в срок выпустить фильм не успели. Снимали картину в Калининграде, Польше, ГДР — развалины восточного берлина стали декорациями. Из-за оформления выездных документов было потеряно время. Басова торопили, грозили снять с должности, но режиссер считал, что ускорить процесс — значит схалтурить.
Премьера фильма состоялась почти на год позже — в августе 1968-го года. Это был грандиозный успех, «Щит и меч» стал самым популярным в прокате, обогнав такие фильмы, как «Новые приключения неуловимых», «Три тополя на Плющихе» и «Зигзаг удачи».