Были времена, когда фильмы и спектакли от «Квартета И» становились событием. Но, кажется, эта эпоха уходит безвозвратно. Новая премьера под названием «Один день в Стамбуле» оставила ощущение некоторой неловкости.
Голосование ногами
Сюжет таков: четверо друзей приглашены к пятому, бизнесмену, который не может бывать в России, и потому собирает их в Стамбуле. А там им сообщают новость, что хлебосольный хозяин умер. После чего все перетекает в поминки, в ходе которых об усопшем, вопреки традиции, вспоминают далеко не только хорошее.
О смерти «Квартет И» уже говорил — и в черной комедии 2014 года «Быстрее, чем кролики», да и в других своих лентах. А уж нюансы дружбы, любви на фоне возрастных изменений становятся темой каждого фильма. И ощущение того, что ничего нового сказать уже нельзя, а все происходящее есть повторение самих себя, возникло не сейчас.
Но «Один день в Стамбуле» создает гнетущее чувство вымученности сцен, диалогов и даже шуток. Что наглядно фиксируют статистические показатели — если в первый уик-энд фильм собрал 193 с лишним тысячи зрителей, то вторая неделя продемонстрировала падение аудитории в 57%. Иными словами, те, кто пошли первыми, «Стамбул» от «Квартета И» рекомендовать друзьям не стали.
Спектакль про живого друга
И у этого проекта вообще очень странная история. Он появился в театре под названием «Один день из смерти Вадика Беляева, советского школьника, российского бизнесмена, американского пенсионера».
Все бы ничего, но Вадим Беляев — действительно реальная личность, бывший крупный акционер банка «Открытие», уехавший из России при не самых приятных обстоятельствах. Таких, какие героиня фильма «Любовь и голуби» характеризовала репликой: «А куда деньги дел?»
Многие театралы, пришедшие на этот спектакль «Квартета И», просто не поняли — зачем была эта ода человеку, действительно находившемуся в близких отношениях с актерами?
Самое удивительное то, что Ростислав Хаит в интервью заявлял, что изначально проект должен был быть иным, но они съездили к настоящему Беляеву в Стамбул, после чего наполнили спектакль реальной биографией беглого банкира, исполненной в весьма благоприятном ключе.
Никто не запрещает актерам дружить с банкиром и иметь о нем свое мнение. Только вот, наверное, впервые вокруг проекта «Квартет И» стал витать очень нехороший термин «заказуха». Возможно, необъективный, но формальные основания так думать у людей есть.
«День выборов» наяву
Но теперь спектакль переделали в киновариант, и тут тоже не обошлось без приключений. «Один день в Стамбуле» должен был выходить в феврале 2024 года, но премьеру внезапно отменили. И по времени это совпало с задержанием в США самого Вадима Беляева, которого обвинили в участии в схеме, позволяющей обходить американские санкции. В итоге лента дошла до зрителя с опозданием в девять месяцев. И получилась она настолько тяжеловесной, словно «Квартет И» попал внутрь своего же «Дня выборов», и реализует какой-то политический проект наяву. Вот только все уже устали, и было легкости нет и в помине.
Очевидно, что «Квартету» просто нечего сказать аудитории. Вернее, актеры сильно разошлись с большинством россиян во взглядах на мир.
«Стыдно и страшно»
То, что «Квартет» не ездил в Крым после 2014 года, в России многие встречали с пониманием — не хотят уроженцы Одессы становится «невъездными» в Незалежной.
Но после начала СВО, вроде бы, нужно было определиться.
И Леонид Барац, казалось, определился, заявив следующее: «Коренной одессит. Заслуженный артист Российской Федерации. Счастливый обладатель грин-карты. Актер, сценарист, продюсер. Так о чем же говорит мужчина? Призвать остановиться бессмысленно: это началось. Определять, что происходит, называть это тоже уже не хочется, и нет уже ни сил, ни желания. Есть одно желание: попросить русских, российских солдат не стрелять в гражданское население. Стыдно и страшно».
Тут сразу бросается в глаза избирательность: отчего Барац не просил не стрелять в гражданское население ВСУ? Или он полагает, что гражданских могут убивать только русские?
Но развивать тему ни Барац, ни кто иной из «Квартета И» не стали. И в феврале 2023 года на российские экраны вышел их новый фильм «О чем говорят мужчины. Простые удовольствия».
«Ожидая, чья возьмет»
Его выход писатель Захар Прилепин охарактеризовал так: «На экраны воюющей страны выходит „О чем говорят мужчины. Простые удовольствия“. Звездный состав: Леонид Барац, которому „стыдно и страшно“, Максим Виторган, у которого „позор“. Но это еще хоть честные в своей позиции артисты. А участвует, собственно, весь „Квартет И“, в свое время демонстративно и с гордостью отказавшийся от поездок в Крым и Донбасс, а сейчас стыдливо хранящий молчание, видно, не желая тревожить чувства нацистов и ожидая, чья возьмет».
«Квартет» оказался умнее тех «творцов», которые, рассчитывая в начале 2022 года на крах России, устроили показательный сеанс эмиграции, а ныне, потеряв аудиторию, колесят по заграницам, сшибая мелочь у «релокантов».
Вот только, оставшись, актеры сосредоточились на обслуживании тех, кто, что называется, «живет с фигой в кармане». И если в рамках театра это не режет глаз, то на большом экране фальшь становится невыносима.
Выражение «цветок в проруби», имеющее также более грубую форму, отражает ситуацию, в которой пребывает некогда любимый народом коллектив.
Но, видимо, эта любовь «Квартету» не требуется — устраивает и заказной приват для состоятельных господ.