В городе Кстово Нижегородской области проходит Открытый российский кинофестиваль «КСТОКИНО».
Программа форума, который проводится всего во второй раз, заметно расширилась. Программный директор, известный продюсер, сценарист и режиссер Александра Жукова представила для конкурсных программ фестиваля 25 фильмов (в прошлом году их было 17).
В полнометражном игровом конкурсе участвуют восемь фильмов, в документальном — 17. Каждый из конкурсов оценивает свое профессиональное жюри.
Одной из необычных работ фестиваля стала документальная картина режиссера Дарьи Разумниковой «Король бакланов».
Фильм рассказывает о мальчике Андрее, который растёт в семье орнитологов. Когда он узнаёт, что птицам на Байкале угрожает опасность, он решает их спасти.
«В процессе создания фильма я часто вспоминала “Птиц” Хичкока — эту ленту я очень любила в юности. Но там не объясняется, почему птицы стали нападать на людей, — рассказывает aif.ru Разумникова. — В нашем фильме всё наоборот — люди начали нападать на птиц. Освещение этой темы стало для нас настоящим вызовом.
Бакланы для простого обывателя в каком-то смысле загадочная птица. Многие думают, что это большие чайки. Баклана практически не было на Байкале до 2006 года, поэтому он был занесён в Красную книгу. А с 2006 года он снова там появился, его популяция стала резко расти. В настоящее время популяция пошла на спад без постороннего вмешательства. Но, к сожалению, в Бурятии баклана уже перевели в охотничий вид и разрешили разорение гнёзд. Иркутская область пока держит оборону, и герои моего фильма стараются донести до администрации, что искусственно регулировать популяцию не нужно.
Главным вопросом при создании картины было: чьими глазами мы смотрим на эту историю? После пары месяцев разработки и предварительных съёмок выбор пал на Андрея, сына Марии Мокридиной, который чувствует мир всем своим большим детским сердцем. На время создания фильма он стал нашим альтер эго — меня и моего мужа и соавтора ленты, режиссёра Леонида Рыбакова. Вместе с Леонидом мы ходили по улицам и подслушивали детские разговоры, чтобы понять, как дети формулируют свои мысли. Мы разговаривали о детском восприятии мира, вспоминали свои ситуации из детства. Например, я заметила, что очень часто взрослые говорят детям: “Не выдумывай!” Мне кажется, что для ребенка эти слова очень ранящие. Благодаря такой чуткой команде, включая оператора Антона Сотникова, режиссёра монтажа Елену Галянину и звукорежиссёра Александру Неустроеву, нам удалось сделать такой трогательный фильм.
Герои ленты — орнитологи, отец и дочь. Сергей Пыжьянов — доктор биологических наук, профессор, Мария Мокридина — старший преподаватель Иркутского государственного университета. Оба занимаются питанием птиц. Они проводили исследование на тему питания бакланов и выяснили, что в рационе бакланов омуля практически нет».
Сейчас Разумникова с командой работает над несколькими документальными фильмами и игровыми сценариями, в которых они «продолжают исследовать темы отцов и детей, открытого взгляда на мир и поиска собственной идентичности».
«Когда я училась, мои мастера (в мастерской Анны Фенченко, Александра Котта и Владимира Котта, а потом у В. И. Хотиненко и В. А. Фенченко) всегда говорили нам, что нет разделения на игровое и документальное кино, — продолжает рассказ Дарья. — За что я им очень благодарна. В документальном кино мы наблюдаем за жизнью реального человека и часто не знаем, как будет развиваться история, потому что жизнь намного богаче выдумки, и эта непредсказуемость меня завораживает. Но одновременно с этим знания из игрового кино помогают сделать историю понятной для зрителя.
Последнее время я часто задумываюсь о том, какое кино хочу делать. И поняла, что мне нравится не только развлекать, но и задавать людям вопросы. А еще — чтобы они сами задавали их себе посредством фильмов. Мне очень нравится мысль, что искусство помогает людям становиться лучше. Когда человек видит, что герой смог отбросить свои сомнения, страхи и начал действовать, то есть шанс, что зритель тоже сможет измениться к лучшему и открыть миру свое сердце.
Я с детства люблю фильмы и фокусы, когда из шляпы появляется кролик или из обычного платка вылетает голубь. Поэтому для меня кино и монтаж — создание невозможного из возможного для расширения горизонтов. Своих и зрителя.
Первым фестивалем и конкурсным показом нашего фильма был фестиваль Сергея Новожилова „Волгоградский факел“, на котором мы получили спецприз. Я благодарна Александре Жуковой, которая отобрала нашу ленту и этим дала старт ее большому фестивальному пути в России и за рубежом. Для меня, как для дебютанта в документальном кино, было очень важно услышать отзывы коллег кинематографистов и жюри — Андрея Шемякина и Александра Казакевича, они вдохновили меня, придали сил.
Фестиваль в Кстово очень домашний. Здесь всегда можно познакомиться не только с коллегами, но и с народными артистами, пригласить их в свой следующий проект. Но самая большая ценность — фестиваль продолжает русские традиции, о которых писал Станиславский. Когда на открытии все участники сидят за столами и кто-то периодически выходит, чтобы прочесть стихи или спеть. А позади за Волгу садится солнце. Возникает чувство, что ты сидишь на даче среди своей большой семьи. И это, безусловно, большое счастье».