До Чемпионата мира по футболу остается совсем немного времени — он начнется 14 июня, а победитель станет известен 15 июля. Россия впервые стала страной-хозяйкой турнира такого уровня, так что неудивительно, что к чемпионату готовятся не только футболисты. В апреле вышел фильм Данилы Козловского «Тренер», на этой неделе телеканал «Супер» покажет сериал «Вне игры» о школе клуба «Локомотив», а 31 мая в отечественный прокат выйдет спортивная мелодрама «Моя жизнь». Но российские и советские кинематографисты и раньше, задолго до Чемпионата мира, обращались к футбольной тематике. АиФ.ru вспоминает фильмы о футболе, снятые в СССР и России.
«Вратарь», 1936
Сценарий одного из первых советских фильмов на тему спорта написал Лев Кассиль (потом он переработал его в роман «Вратарь республики»). Сюжет картины прост и, пожалуй, стандартен для такого жанра. Антон Кандидов (Григорий Плужник), натренировавшись в волжском колхозе на арбузах, становится вратарем в настоящей команде. Впрочем, фильм запоминается не только эффектными сценами спасения ворот, но и другими моментами: например, жизнеутверждающей песней «Эй, вратарь, готовься к бою» или совершенно безумным проходом к воротам соперников впервые вышедшего на поле инженера Карасика. А режиссер Семен Тимошенко почти через 20 лет, в 1954-м, снимет еще один фильм про футбол — «Запасной игрок» с Георгием Вициным.
«Третий тайм», 1962
В 1942 году из футболистов различных украинских клубов (в основном — киевского «Динамо») немецкие власти создали в оккупированном Киеве футбольную команду «Старт». Советские спортсмены регулярно побеждали различные составы (например, были игры с немецкими зенитчиками, железнодорожниками и артиллеристами), а потом состоялся «Матч смерти» (названный так Львом Кассилем) после которого ряд футболистов «Старта» был расстреляны или отправлены в лагеря. Эта легенда не подтверждалась документами, но на ее основе было снято три фильма. В 1962 году, к 20-летию «матча смерти», вышли советский «Третий тайм» и венгерский «Два тайма в аду». А в 2012-м, к 70-летию — уже российский «Матч», одну из главных ролей в котором сыграл Сергей Безруков.
«Удар! Ещё удар!», 1968
Фильм Виктора Садовского — советского режиссера, который всю карьеру снимал картины о спорте и о спортсменах. Среди его работ, например — «Ход белой королевы» или байопик Всеволода Боброва «Мой лучший друг — генерал Василий, сын Иосифа». «Удар! Ещё удар!» — его ранняя картина, в которой рассказывается о матче между советскими и условными западными футболистами. В 1970-е годы Садовский снимет еще одну ленту о футболе — «Одиннадцать надежд», в которой обойдется без всяких намеков: советская сборная борется за выход в финал чемпионата мира и ей нужно сыграть хотя бы вничью с испанцами. В «Надеждах» роли тренеров сыграли Анатолий Папанов (сборная СССР) и Армен Джигарханян (сборная Испании), а в роли самого себя в картине появился знаменитый комментатор Николай Озеров.
«Такая она, игра», 1977
Этот фильм любопытен, в первую очередь, историей создания, а не художественными достоинствами. В конце 50-х молодой нападающий Валерий Лобановский попал в киевское «Динамо», удачно отыграл несколько сезонов, стал вместе с командой чемпионом СССР. Но в середине 60-х у него случился конфликт с главным тренером (им был не менее именитый Виктор Маслов), и карьеру игрока Лобановский заканчивал в других клубах УССР. Впрочем, он вернулся: стал тренером, руководил днепропетровским «Днепром», его успехи заметили в высшем руководстве республики и позвали обратно в киевское «Динамо», на место Маслова. «Такая она, игра» вышел буквально через два года после этого назначения; картина была снята на киностудии имени Довженко по указанию Первого секретаря ЦК Компарии Украины Владимира Щербицкого. Настоящие фамилии действующих лиц в ленте не звучало, но все и так знали, что тренер-диктатор Басов (его сыграл Георгий Жжёнов) — это Маслов, а обиженный им футболист Николай Бушуев (Степан Олексенко) — Лобановский. Сам фильм рассказывает о подготовке к матчу Кубка чемпионов, а работа над ним началась после того, как Динамо (Киев) в 1975-м стало обладателем престижного Кубка Кубков.
«Гарпастум», 2005
Футбол в кино представлен в разных видах. Драма Алексея Германа-младшего рассказывает о давней истории — о том, как до Первой мировой войны энтузиасты пытались организовать в Петербурге нормальную футбольную команду. Конечно, это не совсем тот футбол, к которому болельщики могут увидеть сейчас, скорее, это любительское пинание мяча, но знать, откуда что взялось, в принципе, полезно. Кроме того, главную мужскую роль в картине сыграл молодой Данила Козловский, у которого еще не было в послужном списке ни «Мы из будущего», ни «Легенды № 17», ни, тем более, «Тренера».
«Игра», 2008
Серия фильмов, начатая «Особенностями национальной охоты», была бы неполной, если бы ее создатели не рассказали о том, как надо правильно играть в футбол. Впрочем, для проката фильм (его снял Александр Рогожкин) получил менее узнаваемое название, критики его разгромили в пух и прах, но сейчас он приобрел странную и пугающую актуальность. Дело в том, что по сюжету картины в России проходит Чемпионат мира по футболу, на котором российская сборная доходит до финала, где должна встретиться с командой, видимо, из Румынии. Конечно, в целом «Игра» посвящена околофутбольным страстям, ее даже ругали за то, что самого футбола в нем мало, но обратите внимание на год выпуска — до решения FIFA, где пройдет чемпионат-2018 оставалось еще два года. Правда, сборной Румынии к нам не приедет (и в финале, соответственно, не сыграет), но это же не повод перестать верить в то, что сборная России сыграет в «Лужниках» 15 июля?