В Москве готовятся к съемкам многосерийного фильма о жизни горожан. На кастинг приглашают участников проекта «Московское долголетие», непрофессиональных актеров, желающих попробовать себя в кино. Всего будет выпущено десять серий, снятых в жанре «мокьюментари» — игрового кино, имитирующее документальную съемку. Сериал создается в рамках фестиваля кино и театра проекта «Серебряная астра». Корреспондент aif.ru наблюдала, как проходит кастинг в Центре московского долголетия «Сокольники».
Добраться до Центра Московского долголетия было несложно: нужно было просто следовать за пожилыми импозантными дамамив шляпках, которые встретились у выхода из метро Сокольники. Они-то точно на актерский кастинг. При входе сразу слышатся звуки баяна и голоса хористов, «щелчки» ударяющихся друг о друга шаров в бильярдной, гул голосов в кафе. В субботу в Центре московского долголетия «Сокольники» кипит жизнь.
Сегодня на кастинг зарегистрировались больше 180 человек.
Как растрогать режиссера
В «тихой» гостиной — как в школе перед экзаменом. На креслах сидят дамы пенсионного возраста. Красивые, яркие, нарядные. Многие с листочками в руках, шепчут слова. К кастингу попросили выучить небольшой текст и научиться рассказывать его с разными эмоциями: радостно, зло, удивленно.
Все напряженно вглядываются в угол зала. Там стоит видеокамера, за которой сидит второй режиссер проекта Василий Колпак. Администратор вызывает участника. Выходит черноволосая эффектная дама в длинном черном плаще. Уверенно встает перед камерой.
— Представьтесь, пожалуйста, и расскажите немного о себе, — просит Колпак, и наживает на «запись».
— Любовь Романова, 60 лет, мама троих детей, бабушка двух внуков. Занимаюсь пением и учусь играть на гитаре. Автомобилистка со стажем.
— Рассказывайте, что приготовили.
Любовь читает отрывок, мягко, с придыханием:
— «Женские дела», Михаил Евгеньевич, потому и «женские», что Вас не касаются. Хотите проводить — проводите, я Вам разрешаю...
— А, можете, сначала дать этому Михаилу Евгеньевичу от ворот поворот, а потом пойти на уступку? — предлагает режиссер.
Любовь вполне успешно справляется с этой задачей. А потом еще больше располагает к себе душевным исполнением романса.
— «Долголетие» изменило мою судьбу, — признается женщина. — Здесь я встретила своего второго мужа. Он — баянист, я пела, а он мне аккомпанировал. И наша жизнь началась заново. Недавно отметили годовщину свадьбы.
Режиссер растроган этой историей, делает пометки в блокноте.
— Следующий.
«Ловите хулигана!»
Галина Салова из Таганского района идет не к камере, а сразу к режиссеру. И показывает ему на телефоне видео, как едет на самокате.
— Я еще на велосипеде могу, — заверяет женщина.
— А трусцой можете пробежаться? — интересуется режиссер.
— Сейчас? — Галина Михайловна уже готова бежать, но ее останавливают, и просят для начала крикнуть так громко, чтобы звук долетел до другого конца гостиной.
«Ловите хулигана! А ну, стоять!» — очень правдоподобно кричит женщина.
— Я переехала в Москву из Тульской области. У нас такого"Долголетия" и в помине не было. Я поражена, как тут занимаются с пенсионерами. Я с палками хожу, на концерты езжу, танцую, пою, — перечисляет она.
Пока Галина поет на камеру «Вместе весело шагать», спрашиваю удругой участницы, ожидающей своей очереди в кресле, почему она решила участвовать в кастинге.
— Мне интересно актерство, хочется себя в этом пробовать. Я по образованию психолог, и для меня это как самопознание и освобождение от комплексов, — объясняет Надежда Макарова. — Только сегодня учила текст, когда репетировала гневную интонацию, вспомнила свою вчерашнюю ситуацию на работе. Кажется, получилось войти в роль.
Второй после Табакова
На кастинге почти все женщины, поэтому появление в медиаклассе Марка Эпштейна вызывает оживление. Первый режиссер проекта Олег Санько его узнает.
— Вы участвовали в спектакле «Астра»? (Оказывается, в прошлом году уже был театральный проект для участников «Московского долголетия») Ну давайте, слушаем вас.
— Отрывок я выучить не успел, могу «Василия Теркина» почитать. Думаю, что в чтении Твардовского я на втором месте... после Табакова, — нескромно замечает Марк Николаевич.
Хотя к чему здесь скромность? Ее надо оставлять за дверью кастинга, иначе как показать все свои таланты. После чтения отрывка из «Теркина» Марк Эпштейн танцует, поет. Потом рассуждает на тему, почему молодежи нужно лучше учить историю. Мужчину не остановить.
— Ну все, мы вас берем! — сдается режиссер. Мужчины нам очень нужны.
— Да я и женщину сыграть смогу, — не унимается Марк Николаевич.
Режиссер записывает в блокнот его телефон с пометкой, что пенсионер в Москве только до середины июля. Потом он уезжает на спортивные сборы. У пенсионеров из «Московского долголетия», и правда, весьма насыщенная жизнь.
— На съемочной площадке, наверное, сложно с такими активными? — спрашиваю у режиссера.
— На съемочной площадке мы с ними будем построже, — уверяет он.
— Все! Кофе-брейк. Надо отдохнуть!
Словечки «долголетов» меняют сценарий
Кастинг проходит с самого утра. Позади — уже несколько «смотровых» дней, и несколько еще впереди.
— Сколько вам нужно актеров для проекта? — интересуюсь у Олега.
— Сложно сказать. Первый план — это не меньше 7-10 человек на каждую серию, второй план — от 5 до 15 человек и третий план — это десятки человек. Вот и считайте. История будет яркая, участников «Долголетия» будет много. Стараемся делать массовую историю.
— То есть у многих есть шанс попасть в сериал?
— Да, хочется посмотреть как можно больше людей, найти разные типажи. У нас будет и основной состав, который пойдет через все серии. На кастингах рождаются новые персонажи. Например, к нам приходила Вера, очень колоритная, мощная. Она, образно говоря, спрыжка двумя ногами снесла дверь и так появилась перед нами. Дознакомства с этой женщиной такой роли в сценарии не было. Мы ищем яркие типажи, как в хороших русских комедиях, людей,которые легко импровизируют. Вчера одной участнице говорю: «А можете чиновницу изобразить»? Еще не успеваю задание объяснить, а она уже поправляет на переносице несуществующие очки, облокачивается на стол и выдает яркий монолог. А буквально пару минут назад попросили одну женщину рассказать рецепт пирожков. Я только и успевал ее фразы записывать. Например, «Я этими пирожками зятя кормлю. Это в моих интересах». Это женастолько поколенческая фраза, очень интересная. Ее не было в сценарии, но теперь будет. Встречаются типажи настолько яркие, что мы подгоняем под них сценарий.
— О чем будет сериал?
— Если общими словами, участники «Московского долголетия» (я их называю «долголеты»), создают свой интернет-канал и начинают продвигать «Долголетие» не только среди жителей пенсионного возраста, но и шире. В сериале будет тема связи поколений, молодежь будут играть профессиональные актеры.
— Сложно будет работать с непрофессиональными актерами?
— Это не первый мой опыт. Я был в продюсерском составе фильма «Серебряная астра», который мы снимали с участниками «Московского долголетия». Тогда был полный метр, четыре новеллы. Поначалу думали — пожилые люди, да еще и непрофессиональные актеры! Как будем снимать?
А потом мы просто систему разработали: им не нужно задачу ставить и добиваться, чтобы ее выполнили. Нужно под их естество подгонять задачу. На этот раз у нас сериал, задача тяжелее, но интереснее. Когда работаешь с профессиональными актерами, всетолько в своей компетенций действуют, а здесь тебе все хотят помочь! Еду приносят на съёмочную площадку, находят ценный реквизит, свои квартиры предлагают для съемок. Этим меня «долголеты» покорили!