Составление списков отечественных фильмов, которые государство рекомендует посмотреть, чтобы понять национальный культурный код, началось несколько лет назад, и страсти по поводу таких перечней обычно кипят серьезные. На этом фоне список фильмов, рекомендованных Минпросвещения к семейному просмотру, особого ажиотажа не вызвал. В нем, как пишет «Коммерсантъ», 191 фильм, из них абсолютное большинство — 181 — снято ещё в СССР. В целом этот список включает именно ту продукцию советского и российского кинематографа, которую можно и стоит смотреть и семьей, и в одиночку. Сам список предварительный, его подготовили в центре «Философия образования» при Московском педагогическом госуниверситете, чтобы было «что обсуждать и на что опираться».
Проблема, правда, оказалась в другом. Список разделен на три группы по возрасту детей и подростков. Первая группа (20 фильмов) предназначена для учеников 5-6-х классов (это 10-12 лет), вторая — для учеников 7-9-х классов (13-15 лет), в неё вошли 139 фильмов. А аудиторией для третьей группы стали ученики 10-11-х классов (16-18 лет) — в ней 30 фильмов. Большая часть фильмов имеет вполне стандартную возрастную маркировку 12+ или вообще 0+. Но встречаются и те картины, которые промаркированы как «только для взрослых», то есть 18+.
Проблема не новая. Бывший председатель комитета по культуре Госдумы Елена Ямпольская писала в своем блоге, что она с коллегами билась с «избыточной маркировкой» четыре года. Кое-чего добиться всё же удалось — из-под действия 436-ФЗ (он определяет правила возрастной маркировки — прим. ред.) были выведены произведения литературы из школьной программы, а также основные религиозные тексты традиционных для России религий. Ямпольская приводила в пример случаи, когда роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» продавался с маркировкой «18+» и штампом «Содержит нецензурную брань».
До фильмов у законодателей дело не дошло, хотя были инициативы вывести из-под действия закона все картины, произведенные в СССР. Правда, в этом случае пришлось бы убирать маркировку и с так называемой «перестроечной чернухи» или «кооперативного кино» второй половины 1980-х. Но речь не о них — в списке подобной продукции нет и быть не может, — а о тех фильмах, которые вполне достойны того, чтобы их посмотрели юные зрители.
«Обыкновенный фашизм», 1965
Это документальный фильм режиссёра Михаила Ромма, в котором рассказывается история идеологии фашизма и нацизма и показаны редкие кадры преступлений нацистской Германии в годы Второй мировой войны. Ромм использовал материалы немецких архивов и архивов антифашистских организаций, показывал фотографии, которые были изъяты у пленных или убитых военнослужащих германской армии. В 1960-е фильм был показан на нескольких фестивалях, но широкого проката у него не было; сейчас у него, по данным «Кинопоиска», маркировка 18+, хотя составители списка включили его в ту группу, которая предназначена для подростков 13-15 лет.
«Андрей Рублев», 1966
Фильм Андрея Тарковского создавался более четырех лет, только на съемки ушло около года, но до зрителей он добрался не сразу — лишь в 1967-м состоялась премьера, а в ограниченный прокат картину выпустили в 1971-м. Для Тарковского эта работа была знаковой, она входит во многие рейтинги лучших фильмов мирового кино; именно с «Рублева» началось сотрудничество режиссера с актером Анатолием Солоницыным, да и в целом в картине заняты многие известные артисты того времени — Ролан Быков, Иван Лапиков, Николай Гринько, Юрий Никулин. С молодым актером Николаем Бурляевым Тарковский уже сотрудничал в фильме «Иваново детство», для актрисы Ирины Мирошниченко роль Марии Магдалены стала одной и первых больших работ в кино. Сейчас у «Андрея Рублева» маркировка 18+ — не очень понятно, почему.
«Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974
Полнометражный режиссерский дебют Никиты Михалкова и один из лучших истернов в отечественном кинематографе. Действие происходит сразу после Гражданской войны — несколько сил в небольшом губернском городе с разной целью пытаются завладеть реквизированными у буржуазии ценностями. Отличные роли Юрия Богатырёва, Анатолия Солоницына, Александра Пороховщикова, Александра Кайдановского и самого Никиты Михалкова — и непонятные «18+» возрастной маркировки, которой при выходе ленты в советский прокат, разумеется, не было. В 1974 году фильм посмотрели 23,7 млн зрителей (19-е место в годовом рейтинге).
«Иди и смотри», 1985
У фильма Элема Климова тоже никаких возрастных ограничений во время выхода в советский прокат не было — напротив, школьников классами водили смотреть историю подростка-партизана Флёры, который стал свидетелем того, как нацистские каратели сжигали белорусскую деревню вместе с жителями. Это очень тяжелый фильм, но он попадает во все рейтинги советского кино о Великой Отечественной, и у него точно не должно быть никаких «18+».
«В августе 44-го», 2001
Фильм Михаила Пташука снят по роману Владимира Богомолова и рассказывает о работе сотрудников СМЕРШ на только что освобожденной территории Белоруссии — там действует немецкая агентура, которую нужно обезвредить любой ценой. Роман пытались экранизировать ещё в 1975-м, но тогда фильм был закрыт по целому ряду причин; попытка Пташука оказалась более удачной и сделала звездами актеров Евгения Миронова, Владислава Галкина и Юрия Колокольникова.
«Тарас Бульба», 2009
Экранизация романа Николая Гоголя со знаменитыми фразами «я тебя породил — я тебя и убью» и «что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» Действие происходит в XVII веке, главные герои — запорожский казак Тарас Бульба (его сыграл Богдан Ступка) и его сыновья Андрий и Остап. В фильме снимались Игорь Петренко, Владимир Вдовиченков, Михаил Боярский, Иван Краско, Борис Хмельницкий, и непонятно, почему ему присвоили такую маркировку — всё же книга Гоголя входит в нынешнюю школьную программу.