Государственный музей искусства народов Востока был основан в Москве 95 лет назад – 30 октября 1918 года. За это время его собрание значительно расширилось; неоднократно музей организовывал и собственные археологические экспедиции. Сейчас экспозиция насчитывает около 160 тысяч единиц хранения: среди них предметы искусства из таких стран, как Япония, Китай, Корея, Иран, Индия, Вьетнам…
Конечно, пристального внимания заслуживают все экспонаты Музея Востока, но среди них все же можно выделить пятерку лидеров – те произведения искусства, которые просто непростительно пропустить.
1. Мемориальный кабинет Н. К. Рериха
С художественной династией Рерихов Музей Востока связывают давние и крепкие дружеские отношения – многие картины были получены в дар от членов прославленного семейства или их ближайших сподвижников. Коллекция «рериховского» наследия впечатляет: в экспозиции есть произведения Николая Константиновича, Елены Ивановны, Юрия Николаевича и Святослава Николаевича.
В мемориальном кабинете Рериха-отца (Николая Константиновича) представлены не только его работы (например, «Будда в подводном царстве»), но также предметы из личного собрания художника: например, уникальные экземпляры буддийской бронзы, которые были привезены из экспедиций по Центральной Азии.
Смотрите галерею. 10 картинг Николая Рериха >>
2. Дары японского императора Мэйдзи императору Николаю II
В честь коронации Николая II в 1896 году Япония преподнесла государю два ценных подарка: скульптурную композицию «Орел на сосне» и шикарную шелковую ширму. Первый представляет собой фигуру орла, состоящую более чем из полутора тысяч мельчайших деталей, каждая из которых вырезана из слоновой кости. Причем выполнена птица в натуральную величину (размах крыльев достигает 164 см).
Ширма «Бурное море» изображает бьющиеся волны с лицевой стороны и резвящихся в небе птиц – с оборотной. При изготовлении композиции использовался шелк, бархат, вышивка, дерево, позолота, а ее высота составила 232 см.
3. Китайский фарфор
Поскольку именно Китай является родиной фарфора, в музее можно проследить разные этапы его развития – от росписи изделий синим подглазурным кобальтом до палитры, например, «зеленого семейства» времен династии Цин (1644-1911), где доминирующим цветом был яблочно-зеленый. Также в собрании представлены «розовое семейство» и «черное семейство» фарфоровых изделий.
4. Чукотские изделия из моржового клыка
В коллекцию музея Востока вошли редчайшие экспонаты народов Крайнего Севера – например, древнеэскимосские работы из моржового клыка, чей возраст начитывает около двух тысяч лет.
В их число вошли наконечники для стрел и гарпуна, головки гарпунного древка, небольшие статуэтки, а также резные «крылатые предметы». О роли последних ученые долго спорили и в конце концов пришли к выводу, что изделия, напоминающие по форме крылья, использовались охотниками – их закрепляли на заднем конце гарпунного древка. С одной стороны, костяные изделия служили противовесом для довольно увесистого спереди древка (уже тогда это позволяло улучшить точность снаряда), а с другой – позволяли закрепить орудие на копьеметалке.
5. Индийские миниатюры
Одним из самых ценных экспонатов в зале, посвященном Индии, считается миниатюра «Сцена состязания акробатов» работы Бальчанда (XVI — нач.XVII вв.). Согласно восточному фольклору, старый мастер боевых искусств обучил своего воспитанника 99 приемам борьбы, которые сам знал, но один секрет все же решил не раскрывать. Как-то молодой человек решил занять место мастера и вызвал его на соревнование. Но последний, сотый прием, помог учителю выиграть бой и наказать неблагодарного юношу.
Также интересны иллюстрации индийского императора Бабура к его историческим мемуарам «Бабур-наме» и миниатюры Могольской школы.