Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо познакомиться с процессом проектирования автомобилей. Еще на стадии дизайнерских рисунков колеса рассматриваются как часть образа машины. Диск выступает модулем, который применяется для выведения пропорций кузова. А на стадии инженерных расчетов диаметр, вес и пятно контакта колеса учитываются при настройках подвески и при выборе пружин и амортизаторов. Поэтому неудивительно, что шинники принимают участие в доводке и испытаниях машин.
Более того, для спортивных моделей того или иного бренда изготавливают специализированные покрышки, обладающие комплексом уникальных качеств. Такой порядок применяется в Mercedes AMG, BMW M, Porsche, а также в японском подразделении Nissan NISMO.
Обычные гражданские модели имеют несколько размерностей колес, допущенных к эксплуатации. На них проводят испытания и сертификацию. От подобранных колес зависит работа подвески и даже трансмиссии. Поэтому неудивительно, что выбор шин в автомобильных магазинах производится по VIN-коду. И производители запрещают ставить на автомобили «левые» колеса.
Мягче едет, но не далеко
Между тем некоторые автомобилисты умудряются водрузить на своих четырехколесных кобылок нештатные диски. Самая распространенная цель — это желание убрать жесткость подвески на некоторых совсем уж зубодробильных легковушках. К примеру, если вместо 195/65 R15 взять нештатный размер 185/70 R14, то колесо в сборе уложится в утвержденный производителем диаметр, то есть в 660-670 мм. А значит, скорость вращения колеса будет в точности укладываться в разрешенные значения. А увеличившийся профиль покрышки позволит снизить ударные нагрузки на неровностях дороги.
Во имя спорта
А вот ценители спортивного тюнинга практикуют другой способ замены. Они стараются вставить в автомобиль диски повышенного радиуса и натянуть на них тоненькие шины. Это допустимо, если новый радиус утвержден производителем. К примеру, на некоторые модели допустимо вместо 15-дюймовых колес ставить 16-дюймовые. Но в этом случае высота профиля резины сократится, чтобы вписаться в разрешенный диаметр.
«Есть золотое правило — чем больше диск, тем меньше высота резины. Например, для колеса R16 допускается резина шириной 205 и высотой 60, — рассказывает технический эксперт Константин Третякевич. — Если установить на эту же машину колёса R17, то высота резины должна быть уже 50. И наоборот, при установке диска R15, высота покрышки должна быть 65-70. Обычно для каждой модели взаимозаменяемость шин и дисков можно узнать в онлайн-справочниках. Главное знать штатный размер, который указан в инструкции к автомобилю».
Великоваты башмаки
Но усердствовать не стоит. Нередко в погоне за «эффективностью» автомобилисты ставят диски аж на два или три дюйма больше, для чего вырезают в крыльях расширенные арки. Это уже за пределами разрешенных значений и здесь каждый действует на свой страх и риск. Что может случиться с автомобилем?
С увеличением диаметра вырастает и плечи силы, препятствующее повороту ведущего вала, из-за чего трансмиссия испытывает ненормативные нагрузки. Автомобиль теряет в приемистости. Приходится больше давить на газ и возрастающий момент медленно рушит шестерни и валы, снижая срок службы шестерней.
Врет электроника
Но главное не в этом. При откровенно больших колесах начинают врать приборы автомобиля. Спидометр занижает скорость машины примерно на 10%, если на автомобиль установлены диски на два дюйма больше разрешенных. Дело в том, что считает он обороты вала. А при увеличенном колесе машина проходит гораздо больший путь при тех же оборотах вала.
Но самое неприятное для электроники, если на разных осях стоят колеса разной размерности. Тогда блок управления вконец запутается и отключит электронные системы. На приборной панели зажжется красный чек ABS, ESP и тд. Поездки без электроники на автомобилях, не умеющих без нее жизнь, чревато неприятностями.
В общем, при экспериментах с колесами лучше выбирать только те размерности, что рекомендованы производителями. А узнать их можно из инструкции или посмотреть на металлической табличке, прикрепленной к кузову.