Строительная эпопея
На первый взгляд, в ПДД все однозначно. Перед перестроением водитель обязан убедиться в безопасности маневра и подождать всех, кто несется сбоку. Дословно пункт ПДД 8.4 звучит так: «При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения».
Представим сюжет. Крайние левые полосы заняты дорожной техникой, и пылящие «фрезы» снимают асфальт. Перед ними выставлены знаки ограничения скорости и предписывающая «стрелка» для ухода вправо. Автомобили перестраиваются в правые полосы. И тут напролом прет КАМАЗ, считая, что так правильно. Он буквально расталкивает поток, уходящий от столкновения с барьерами строителей. Формально правила дорожного движения закрепляют за таким лихачом преимущество. Однако его хамское поведение — это тоже нарушение.
Правые правее
Однако и существующие положения ПДД также запрещают хамское поведение. Обычно в местах строительных работ весит знак «40». И перестраивающиеся водители исходят из этой скорости потока. Если маневр в правую полосу завершен, а через секунду-другую в зад прилетает «лихач», то в этом случае вина в ДТП лежит именно на «лихаче». Ведь именно он не соблюдал скоростной режим и не смог среагировать на быстрое изменение дорожной ситуации. А он обязан это делать.
А вот если дорожные работы ведутся на крайних правых полосах, а на дороге отсутствует разметка, то в силу вступает иной загадочный пункт правил, а именно 8.9. «В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».
Другими словами, весь поток обязан пропускать тех, кто уходит от препятствия справа. Но это лишь в том случае, если не определена полостность дороги. А при ремонте она как раз и не определена.
Ну а если дорожные работы ведутся одновременно в правой и в левой полосах, а для проезда оставлена лишь средняя, то поток снова обязан пропускать тех, кто справа. В этом случае, без сомнения, действует правило «правой руки».
Гадание на «клевере»
Такое же правило справедливо и при проезде развязок типа «Клевер». Автомобили с одной дуги встраиваются в поток и выезжают на главную дорогу по разгонной полосе. Примечательно, что автомобили, которые стремятся повернуть на дугу «клевера» с главной дороги, обязаны пропустить выезжающие машины справа. Здесь действует вторая часть пункта 8.4, гласящая, что «при одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа». В этом требовании и заключена вся парадоксальность ситуации. Как же так, спросят некоторые, зачем пропускать машины, только что вырулившие с примыкающей к развязке дороги, тем более что там даже висит знак «Уступи дорогу». Однако это делать необходимо. Дело в том, что разгонная полоса на развязке «клевера» это уже и есть главная дорога. А знак, требующий уступок, остался далеко позади.
В общем, правила перестроений имеют множество нюансов, в которых не всегда разберется и опытный инспектор. Но чтобы избежать неприятностей, можно использовать одно универсальное правило: «пропускать друг друга через одного». Эти джентльменские договоренности оказываются очень эффективными. Если их применять в пробке, то затор рассасывается быстрее. И неплохо бы научиться думать не только за себя, но и за соседа. Тогда можно предугадывать его действия и заранее избегать трудных ситуаций даже до их наступления. К примеру, видя впереди препятствие для соседей, можно сдать вправо и оставить карман для перестраивающихся машин. И взаимовыручка на дороге обязательно вернется. Пропускайте друг друга на дорогах.