Первые две части статьи 12.15 практически не вызывают спорных ситуаций.
Ситуация 1. Вы заняли место в организованной колонне, будь то автобусы с детьми или военные машины или совершили обгон справа. Прав за это не лишат, но 500 рублей заплатить придется. (Часть 1 статьи 12.15).
Ситуация 2. Вы объезжаете затор по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке. За это предусмотрен штраф в размере 2000 рублей. (Часть 2 статьи 12.15).
Примечание - даже если единственный легальный выезд со двора заблокирован пожарной машиной, например, а выехать на дорогу можно еще и по тротуару, воспользоваться пешеходной дорожкой вы не имеете права. В противном случае придется заплатить штраф.
Ситуация 3. За незаконную парковку на тротуаре предусмотрен другой штраф, от 200 до 300 рублей (ст. 12.19 часть 3). Но при этом, если сотрудник ГИБДД докажет, что перед парковкой вы некоторое время ехали по тротуару, скорее всего придется заплатить штраф в 2000 рублей.
Гораздо коварнее и опаснее по последствиям 3-я и 4-я части злополучной статьи 12.15.
Ситуация 4. Вы выехали на трамвайные пути встречного направления. За это предусмотрен штраф 1000-1500 рублей (Часть 3 ст.12.15).
Ситуация 5. Вы пересекли сплошную для того, чтобы развернуться, повернуть налево или объехать препятствие (Та же часть 3 ст.12.15).
Примечание - если нет возможности объехать препятствие справа, как это полагается правилами, можно воспользоваться встречной полосой, предварительно уступив дорогу всем, кто по ней движется. Автоинспекторы не должны наказывать вас за такой маневр - сообщил Российской газете заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин.
Препятствием принято считать объект, который не может двигаться, например, упавшее дерево или столкнувшиеся автомобили. А вот машины, которые заняли все ряды и ждут стрелки своего светофора не препятствие. Кстати, этого термина нет в официальных документах. Сотрудник ГИБДД сам определяет, что является препятствием, а что нет.
Ситуация 6. Вы начали обгон там, где это запрещено разметкой, в зоне действия знака «обгон запрещен», в конце подъемов и на участках с ограниченной видимостью и пр. За это - лишение прав от 4 до 6 месяцев (Часть 4 ст.12.15).
Ситуация 7. Обгон на железнодорожных переездах и за 100 метров до них - также лишение прав от 4 до 6 месяцев (Часть 4 ст.12.15).
По части 4 чаще всего лишают прав, даже за незначительные нарушения. Если вы не видели знака «обгон запрещен», а дорога хорошо просматривается, то все равно закон нарушен. Примерно 80 процентов решений судов выносится в пользу сотрудников ГИБДД.
Ситуация 8. Также прав лишают за выезд через сплошную на встречную полосу, предназначенную для движения общественного транспорта (та же часть 4 ст.12.15).
Ситуация 9. Если вы выехали на полосу для движения общественного транспорта и двигаетесь в том же направлении, что и автобусы с троллейбусами, вам грозит штраф 100 рублей (статья 12.16 - несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой).
Ситуация 10. Если при повороте налево, вы не доехали до прерывистой линии и начали маневр – это тоже грубое нарушение, которое карается лишением прав. Получается, что небольшой отрезок пути все-таки проделан по встречке, а в этот момент в лобовую может поворачивать другой автомобиль.
Ситуация 11. Лишится прав и тот водитель, который проехал по встречной полосе улицы, на которую он повернул.
Ситуация 12. А вот за выезд из двора через сплошную налево, на улицу с двусторонним движением - штраф всего 100 рублей по статье 12.16. При этом неважно, где произошло нарушение - на дороге в две полосы или на многополосной магистрали.
Парадоксально, что понятия «встречная полоса» не существует ни в правилах дорожного движения ни в КоАП, нигде; как не существует и зафиксированных понятий, что является пересечением сплошной полосы разметки. Поэтому инспекторы ДПС трактуют это как хотят, а хотят они обычно, чтобы это было выгодно им: пересек хоть одним колесом сплошную линию - виноват. Зачастую определяет нарушение инспектор, который стоит за 50 метров до места, а протокол составляет и вовсе сотрудник, который сидит в патрульной машине. На все это необходимо обращать внимание и указывать в протоколе. Правда? и это не гарантия, что суд вас оправдает.
Нередко постановления суда выглядят вовсе бредово. В практике юриста Коллегии Правовой Защиты Марата Бикбова недавно был случай, когда водитель двигался по дороге с односторонним движением задним ходом навстречу движению. Правила не запрещают такой маневр. Однако водителя остановил сотрудник ДПС, составил совершенно правильную схему, на которой было видно, что автомобиль двигался задним ходом и ...отобрал у автовладельца права, почему-то сославшись на ст. 12.15 часть 4 «Выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения». Самое удивительное, что судья согласился с инспектором, что за это надо наказать водителя и лишил его права управления автомобилем на 5 месяцев.
Если вас остановили «за встречку» в такой ситуации, обязательно заполните графу «Объяснения» - советует юрист Коллегии Правовой Защиты Марат Бикбов. Следует написать, например, «не было технической возможности выполнить пункт правил дорожного движения» - нарушение какого пункта вам вменяют - с радостью подскажет инспектор. Полезно также сфотографировать место и расположение вашего автомобиля и препятствия. В идеале нужно, чтобы в кадр попало название улицы или какой-то другой ориентир, а мнение сотрудника ДПС по поводу вашего нарушения записать на диктофон. Все собранные материалы необходимо в письменной форме попросить приобщить к делу судью либо того, кто занимается правонарушением в ГИБДД.
После заполнения протокола перестает действовать презумпция невиновности. Это означает, что когда протокол составлен, вам придется доказывать свою невиновность. В суде протокол и рапорт-схема являются доказательством того, что вы нарушили. К тому же у судьи обычно «нет оснований не доверять сотруднику ГИБДД». В связи с этим нужно постараться сделать все, чтобы дело до суда не дошло.
Если вы попали в спорную ситуацию и считаете себя правым, а инспектор незаслуженно отобрал водительское удостоверение, вы имеете право подать на него жалобу. Для этого нужно знать его имя, фамилию и должность. Жалобу надо писать в подразделение, где служит сотрудник ГИБДД, на имя его начальника, а также на имя вышестоящих руководителей ГИБДД вплоть до начальника департамента безопасности дорожного движения МВД Виктора Кирьянова. В ней необходимо изложить свою точку зрения, составить схему, если сотрудник ГИБДД составил ее неправильно, приложить фотографии. Неплохо было бы попасть на прием к начальнику подразделения и добиться, чтобы он лично приехал на место «совершения правонарушения». Пусть даже и спустя некоторое время после конфликта.
Статья 12.15 КоАП неоднозначна. Так, лишать автомобилиста водительского удостоверения за то, что он пересек сплошную линию разметки из-за того, что его вытеснили в пробке или он объезжал препятствие, не создав помех - слишком строгое наказание. Это отнюдь не значит, что нарушения нужно поощрять. Однако часть наказаний не соответствуют степени общественной опасности, которую водитель создает своим поступком.