В каких случаях нельзя долго прогревать мотор?
В производстве новых двигателей используются более совершенные станки и материалы. В цилиндрах применяют плазменное напыление и обработку стенок хонингованием. А значит, старые правила эксплуатации для них уже не всегда актуальны. Более того, долгое прогревание на холостых оборотах в некоторых случаях даже оборачивается негативными последствиями для техники и окружающей среды.
Прогревание карбюраторных машин
В 90-е годы прошлого века еще выпускались последние серии карбюраторных моторов, которые требовали обязательного прогревания зимой. Перед стартом машину оставляли работать на холостых оборотах около 10 минут и ждали, пока силовой агрегат не выходил на рабочие температуры. И, даже если водитель пытался стартовать на машине с холодным силовым агрегатом, это ни к чему не приводило. Карбюратор готовил смесь, оптимальную только для рабочих температур. И эта смесь не подходила для непрогретого мотора. Автомобиль просто терял тягу, и сколько ни стремись ехать динамичнее, машина не могла выполнить команды акселератора.
Чтобы обеспечить холодный старт и последующее движение при низких температурах, необходимо было специально менять настройки приготовления топливной смеси. Этим и занимается сейчас инжекторный впрыск, который пришел на смену карбюраторам.
Электроника так готовит топливную смесь, чтобы она сгорала полностью даже при низких температурах. Поэтому сейчас производители стали прописывать в руководствах по эксплуатации следующие строки: «Прогрев двигателя на месте не только законодательно запрещен в ряде стран, но и излишен с технической точки зрения».
И действительно, в Правилах дорожного движения есть пункт, который запрещает стоянку транспортных средств с заведенным мотором в жилых зонах и на придомовых территориях дольше 5 минут.
Автозапуск вредит машине
Современные двигатели рассчитываются на прогрев в рамках первых 5 минут простоя. При более долгой стоянке оказывается негативное влияние на другие технические узлы.
При долгой работе на холостых оборотах даже хорошо приготовленная смесь сгорает не полностью и формируется большое количество вредных для здоровья человека оксидов азота. При работе без нагрузки продукты полураспада бензина выбрасываются в катализатор и там дожигаются в керамических ячейках.
Машина заводится дистанционно с помощью функции автозапуска, и чем дольше она работает на холостых оборотах, тем сильнее загрязняется каталитический нейтрализатор. Сразу он, конечно, не сломается, однако долгие прогревания мотора и работа на холостых оборотах приводят к печальным последствиям уже через пару лет.
Правильное прогревание
Современные моторы рассчитываются для стран с умеренным климатом, при котором морозы зимой не могут долго превышать -10 градусов. Если температура укладывается в эти рамки, то от автомобилистов требуют придерживаться определенной технологии прогревания.
После запуска достаточно подождать пару минут, пока насос не прокачает масло в двигателе и в автоматической коробке передач. Когда масло разойдется по системе смазки, необходимо подождать еще пару минут, пока не прогреются камеры сгорания и основные рабочие узлы. После этого можно отправляться в путь и продолжать прогревание двигателя на ходу.
В первые минуты поездки нельзя давать высокую нагрузку на мотор и поднимать обороты свыше 2 тысяч.
Спокойная езда без динамичных разгонов при низких зимних температурах должна продолжаться, пока температура охлаждающей жидкости не поднимется до 60 градусов.
Прогревание в морозы
Если же температура воздуха опустилась ниже 15 градусов мороза, то прогревать машину необходимо более тщательно. Производители считают столь низкие температуры уже экстремальными для двигателя и трансмиссии. Масло в картере густеет, и требуется время, чтобы его подогреть и прогнать по каналам смазки. В этом случае необходимо дать мотору поработать не 5, а около 10 минут на холостых оборотах, чтобы исключить вероятность повышенного износа.