Примерное время чтения: 5 минут
1134

Увидеть все. Зачем автомобилю четыре фары?

У культовой некогда советской Волги ГАЗ-2401 были только две большие фары. На более престижных ГАЗ-13 «Чайка» тоже ставилось два прожектора. Однако на ГАЗ-14 и даже на массовые «трешки» или «шестерки» шли уже четыре рефлектора, объединенные в два блока. Так же и в BMW на некоторые модели третьей и пятой серий шли четыре фары со светящимися световыми окантовками, которые в народе любили называть ангельскими глазками. Такие же четыре круглых «глаза» можно видеть в Мерседесе E трех предыдущих генераций. Долгое время четыре крупные фары в машине считались признаком респектабельности. 

Однако сейчас появляются модели, у которых вместо четырех уже восемь фар, объединенных в два блока. У BMW, Audi или Porsche вместо двух «ангельских глазок» в одной фаре можно увидеть четыре горящих зрачка. И даже сравнительно недорогие KIA устанавливают подобные четырехглазые блоки на массовые модели, такие как кроссовер Seltos. Что же происходит с головной оптикой? 

Одна лампа, но две нити 

В простых круглых фарах, применявшихся на «Волгах», внутри стояли лампы с двумя нитями. Первая направляла лучи в одну зону рефлектора и отвечала за ближний свет, а другая светила в другую зону, и ее лучи фокусировались в дальней точке дороги. 

Однако на более дорогих и даже люксовых версиях популярных машин еще в 70-е годы стали применять раздельные рефлекторы для ближнего и дальнего света. Считалось, что чем крупнее рефлектор, тем больше света он дает, а значит отдельная фара, настроенная только на ближний или на дальний свет, казалась более эффективной. Так было на немецких машинах, в том числе и на «Гольф» в дорогих исполнениях, а также на советских массовых моделях. И если «копейка» имела только две большие круглые фары, то трешка располагала уже четырьмя прожекторами. 

Так продолжалось довольно долго. Спаренные рефлекторы дизайнеры прятали в отдельные блоки фар или, наоборот, подчеркнуто разводили по сторонам, как это любил делать Mercedes, но с началом первого десятилетия этого века ситуация стала меняться. В головной оптике назрела революция. Активное применение получили светодиоды. 

Восьмиглазые рвутся вперед 

Сейчас на улицах городов можно встретить немало машин, у которых фары заметно меньше. В них уже линзы, фокусирующие световой поток с более явной светотеневой границей и не допускающие распыления энергии. 

В других же машинах у фары четыре и более сегмента. Если заглянуть в светодиодные глаза Porsche, то можно увидеть четыре ярких огонька, расположенных попарно друг под другом. А в Audi же, наоборот, лампочки выстроились в ряд. Зачем же понадобились четыре лампы, если раньше машины вполне обходились одной? 

Светодиоды помещены в новый тип оптического прибора, в так называемую линзованную оптику, которая фокусирует лучи в определенном направлении без большого рефлектора. В нем тоже есть отражатель, однако за формирование пучка лучей отвечает линза. В итоге размер прожектора значительно сокращается, и в один блок фары можно поместить сразу несколько линзованных модулей. Из них формируется прожектор. 

Каждый модуль отвечает на свой сектор. Один светит на полсотни метров вперед, другой освещает обочину, третий отвечает за левую сторону дороги, а четвертый направляет лучи в горизонт за 300 метров и работает как дальний свет. При активации сразу четырех «глазков» освещение дороги максимальное. А при выключении какого-то модуля перестает освещаться и его сектор дороги. 

К примеру, в адаптивных фарах при разъезде с встречным автомобилем управляющий компьютер даже выключает модули и обрезает световой поток для избежания ослепления другого водителя. 

В очень сложных матричных фарах можно увидеть уже не 4, а более десятка мелких модулей, а область засветки разбита на такое же количество секторов. Они не только дают больше света, но и могут выборочно освещать строго определенные зоны дороги. К примеру, отдельные линзованные светодиоды подсвечивают дорожные знаки. Есть отделы матрицы, которые имитируют работу противотуманок.

В общем, если у продвинутых люксовых автомобилей раньше было только четыре «глаза», то теперь на их месте можно увидеть восемь, шестнадцать и даже больше мелких светлячков, у каждого из которых своя функция. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах