Примерное время чтения: 5 минут
11292

Пекин обходит автодилеров. Будем ли ездить на дешевых «китайцах»?

Haval H9 китайского автопроизводителя Great Wall Motors.
Haval H9 китайского автопроизводителя Great Wall Motors. Commons.wikimedia.org

В интернете публикуют сообщение, что китайские производители автомобилей скоро начнут продавать машины не через автосалоны, а онлайн. Кто стоит за этой информацией и что будет с китайским автопромом на российском рынке, разбирался aif.ru. 

Что обещают

Многие интернет-СМИ распространили информацию, что, мол, китайская ассоциация автопроизводителей (China Association of Automobile Manufacturers) разослала письмо китайским автоконцернам с предписанием «ввиду огромного спроса и, по сути, безальтернативности китайского автопрома в РФ активизировать извлечение максимальной прибыли через онлайн-продажи, без маржи дилеров и дистрибьюторов».

И объясняют: «то есть, согласно сообщению, китайцы планируют на российском рынке использовать схему с онлайн-продажами, поставить ее на поток и сделать основным каналом продаж».

«Китайские автопроизводители резко активизировались на российском авторынке и ищут финансовых и других партнеров, которые имеют опыт онлайн-продаж в автосегменте, — говорится в сообщении китайской ассоциации автопроизводителей. — Особое внимание — банкам и IT-компаниям. По информации источника, как минимум один из крупнейших финансовых концернов находится в финальной стадии переговоров с российской IT-компанией, но пока неизвестно с кем».

В общем, напустили туману, но пообещали, что в итоге все будет хорошо. Публикации собирают в соцсетях и на тематических сайтах множество радостных, одобрительных и даже злорадных комментариев — о том, что «давно пора послать дилеров подальше». В потоках неприязни к автодилерам тонут редкие и робкие замечания, что, «вообще-то, автосалоны — это рабочие места для россиян». И все комментаторы ждут, что исчезновение дилера «из цепочки» сделает автомобили дешевле и доступнее.

Что происходит на самом деле

В действительности китайские автопроизводители уже достаточно давно активизировались на российском авторынке. Но вынуждены приспосабливаться к обстоятельствам, важнейшим из которых является российское законодательство. Западные санкции некоторым из них тоже приходится учитывать.

«Четыре китайских производителя автомобилей выходят сейчас на российский рынок, — рассказал директор ИСАА МГУ им. М. В. Ломоносова, известный китаист Алексей Маслов. — Но для того, чтобы производить или собирать автомобили здесь, а не продавать уже собранные в Китае. Прежде всего потому, что это более выгодно и подпадает под российские налоговые льготы. Также многие китайские автомобили, у которых есть западные комплектующие, не могут напрямую поставляться на российский рынок — иначе китайская компания попадет под санкции. Их можно приобретать только по схемам параллельного импорта».

Некоторые китайско-российские сборочные производства, по сведениям эксперта, заработают до конца этого года.

Одновременно несколько российских компаний обратились к китайским автопроизводителям с предложением быть в России их дилерами. Здесь переговоры окончатся, скорее всего, ничем — из-за возможности вторичных санкций для прямого поставщика. Сообщение о скором начале торговли китайскими автомобилями онлайн, скорее всего, принадлежит кому-то из этих импортеров, заключили эксперты aif.ru. Показательно, что информация о скором начале онлайн-продаж часто сопровождается текстом о поставке в Россию четырех с лишним тысяч подержанных китайских машин — видимо, это все, что предоставила «китайская ассоциация автопроизводителей».

Будут ли онлайн-продажи машин в России?

«Опыт онлайн-продаж в России был у многих автокомпаний, — говорит партнер агентства “Автостат” Игорь Моржаретто. — Он оказался достаточно любопытным, удачным, и, возможно, мы к нему вернемся. Первой, насколько помню, была компания Renault, а уже потом корейцы — Hyundai и Kia. Но онлайн-продажи автомобилей хороши, когда есть выбор и фиксированные комплектации. И когда речь идет о покупке достаточно массового и бюджетного автомобиля. Например, Renault Logan бывает красный или синий, с мотором 1,4 или 1,6, с КПП механической или автоматической, без кондиционера или с кондиционером. То есть все понятно и машину ты каждый день видишь на улице. Китайцы у себя на рынке, возможно, именно так и торгуют».

Правда, вот в России многие люди, особенно старшего поколения, считают онлайн-покупку машины невозможной. «Поскольку у нас возможность свободно купить автомобиль появилась исторически не очень давно, лет 20 назад, многие из нас к автомобилю относятся чуть ли не как к члену семьи, — объясняет эксперт. — Хочется сначала посидеть, пощупать, понять — твой или не твой. Кроме того, если речь идет о покупке дорогого автомобиля, там часто можно выбрать очень много дополнительных опций. А выбирать без консультации специалиста (который, разумеется, разведет на дополнительные расходы) сложно».

Есть другое препятствие онлайн-продажам — позиция многих автоторговцев. Когда зимой 2021 г. корейская Hyundai налаживала свои продажи через сайт, ее официальные дилеры начали писать в разные инстанции и ассоциации, хотели даже обращаться в Федеральную антимонопольную службу. Их категорически не устраивала роль «передаточного звена» за фиксированную плату.

«Была небольшая паника в дилерском сообществе, когда начались онлайн-продажи, — признает Моржаретто. — Но дилеры все равно никуда не денутся. Должен же кто-то выдать автомобиль и оформить документы. На дилерах также остается обслуживание, они могут оформлять страховку».

А вот ожиданиям, что в результате перехода в онлайн машины подешевеют, сбыться не суждено, единодушны эксперты. «Да, когда на рынке все нормально, есть конкуренция, то и дилеры стараются следовать рекомендованным производителем ценам и даже делают скидки, — объясняет Моржаретто. — У нас же выбор сейчас очень невелик — несколько китайских и российских марок. Поэтому на цену онлайн-продажи не повлияют никак».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах