Мечта о полуторке присутствовала у инженеров УАЗ давно. Еще со времен появления УАЗ 3303 «Головастик» конструктора стремились создать универсальную машину, способную ездить и по асфальтовым трассам и неплохо чувствовавшую себя на бездорожье. Однако сильный крен в сторону внедорожности у старого УАЗ 3303 не позволял гонять такие автомобили на дальние расстояния. Естественно, нишу рынка развозных услуг в городах мгновенно захватила «Газель». Однако «Головастик» не сдается и продолжает удерживать захваченный сегмент в глубинке. Социально значимый грузовой автомобиль ценой до 900 тысяч рублей, способный самостоятельно добираться с грузом в дебри российской глухомани, нужен как воздух. Поэтому многие фанаты ульяновской продукции с воодушевлением восприняли появление автомобиля, обладающего всеми преимуществами УАЗа и получившего, наконец, комфортную кабину с хорошей начинкой, подогревами кресел, стекол, кондиционером и прочими благами цивилизации. Он должен занять место УАЗ 3303 и заодно твердо встать на асфальтовые дороги.
Капот лучше бутерброда
Новокузнецк встретил 15-градусными морозами, которых в Москве в этом году дождаться не удалось. Сухой воздух щекотал нос, а рыхлый снег скрипел под башмаками.
Выбраться из черной столичной слякоти в белую русскую зиму было радостно. Видимо поэтому зеленые грузовички с капотными кабинами и серыми кузовами показались невероятно эмоциональными. Примерно так же выглядела первая «полуторка», на которой трудились еще наши дедушки. Традиционная форма идет к лицу и новому автомобилю. Тем более, что капотная схема намного функциональнее и безопаснее бутербродной. Пространства для ног значительно больше, а в моторном отсеке появилось место для радиатора кондиционера, хорошей печки и иного современного оборудования.
Конструктивно «Профи» похож на «Патриот». Кабина, мотор и дизайн интерьера заимствованы от внедорожника. Зато рама, подвеска, задний мост и многие технические узлы разрабатывались специально для грузовичка. Коробка опущена к земле, отчего в кабине на одном диване усядутся трое человек. Хотя по-настоящему комфортно здесь все же двоим седокам.
Центральная панель полностью взята от «Патриота». Есть даже магнитола с цветным встроенным дисплеем и сенсорным управлением. Климатическая установка с крутилками быстро наполняет кабину жаром. Но самое лучшее из зимнего пакета в новом «Профи» — это подогревы сидений, зеркал и лобового стекла. Нажал клавишу и через несколько минут сквозь наледь больших «лопухов» по бокам проступают проталины в форме спиралей электронагревателей. Через минуту-другую наступает прозрение и можно стартовать в путь. К слову жесткие сиденья прогреваются настолько сильно, что на них подпрыгиваешь, как рыба на сковородке. Генератор не скупится энергией. Все это хозяйство позволит выдерживать и 30-градусные морозы.
Вообще машина старается угодить избалованному покупателю. Впервые отечественный грузовой автомобиль оборудован подушкой безопасности, есть система ABS с распределением тормозных усилий, регулировка руля по высоте.
Петли снаружи
Проблем с запуском нет, хотя у пары техничек накануне «замерз» бензин — «левый». Ночью в нем конденсировалась вода в баке, а затем попала в насос и блокировала топливную систему. От разбавленного топлива в Новокузнецке не застрахован никто. А вот починиться своими руками в чистом поле способен далеко не каждый автомобиль.
УАЗик с момента рождения рассчитывался на ремонт нехитрым набором инструментов. Если оставить за скобками обязательный импортный впрыск и блок управления электроникой, то ульяновский грузовичок остается понятным и знакомым гаражным мастерам. А это дорогого стоит в глубинке.
Хотя маркетологи УАЗа делают все, чтобы привязать людей к специализированным сервисным станциям. Владелец современного автомобиля не должен лежать под ним, а обязан ездить и зарабатывать деньги. Поэтому гарантия на новый «Профи» составляет 4 года или 150 тысяч км пробега. Немало даже для иномарки, хотя на полуторке такое расстояние можно выездить за год.
А колесить «Профи» придется много. Самая доступная заднеприводная версия, как предполагается, должна занять нишу уходящей в историю «Газели-Бизнес», а также поджать «Соболь». Для удобства погрузки даже приварена подножка снизу заднего откидного борта. А петли для установки тента смонтированы снаружи кузова, чтобы не съедать драгоценный литраж внутри платформы. Такие мелочи и формируют положительный образ продуманного грузовичка. Хотя небольшой бак от «Патриота», рассчитанный на дальность в 400-500 км все же намекает на иные достоинства машины.
Протипоподкатного устройства тоже нет, поэтому задние рессоры остаются открыты. При маневрировании задом ими можно наткнуться на что-то железобетонное. Нужно осторожничать.
Заднеприводная полуторка с пустым кузовом управляется ровно так, как и следует порожним грузовикам, то есть скачет на кочках и рыскает в колее. Ее приходится отлавливать баранкой. Эта особенность свойственна всем рамным конструкциям. Когда заполним машину под завязку тяжелым товаром, можно будет расслабиться за рулем.
Перевес не нужен
Грузиться отправляемся не абы куда, а в самый крупный угольный разрез Кузбасса — Распадский, где чадят гигантские «Белазы» грузоподъемностью 180 тонн. По сравнению с такими монстрами наши «Профи» казались крошечными. Но зато колонна новеньких УАЗов среди черных отвалов угольного разреза и побитых жизнью рудовозов выглядела на редкость экстравагантной.
После дивной фотосессии с «Белазом», нам в кузов загрузили таки тонну качественного угля для отопления котельной. Оказалось, что мешки с углем заняли лишь четверть платформы. С таким просторным кузовом можно легко набросать пару тонн. Но допускать серьезный перевес для машины не рекомендуется.
В арсенале «Профи» есть расширенная платформа, куда влезают пять европалетов. Экспериментируют с разными кузовами для скромной «полуторки» конструктора с опаской. Нет гарантии, что будущие владельцы от безграмотности или от жадности не станут возить на УАЗе по три тонны. А это уже перебор.
При осмотре машины замечаю, что при парковке все же притерся рессорами в снежный сугроб. Жаль, нет там защитной балки. Но осмотр позволил познакомиться и с хитрой конструкцией задней подвески. При загрузке, первая рессора прогибается, и кузов опирается на вторую усиленную рессору, расположенную чуть ниже. Тем самым платформа остается ровной. А где-то у передней оси спрятано еще и противоклевковое устройство, позволяющее убрать лишнюю раскачку при торможении.
Легкое сцепление
Особо хочется отметить работу двигателя и его сопряжение с коробкой. Сцепление схватывает в самом низу, отчего старт получается легким и плавным даже с полной загрузкой.
Кроме того, меня поразили характеристики мотора. Казалось бы, мощности в 143 л.с. немного, но 2,7-литровый агрегат везет что называется объемом. Если нажать на «тапку» посильнее, то тяга почти на всех оборотах примерно похожая. Трогаться можно вообще не добавляя газа, дозированной отпускаешь сцепление, и машина катится с места. И это неспроста. Инженеры серьезно перебрали 4-цилиндровый агрегат и настроили площадку максимального момента с 2650 оборотов. Тем самым бензиновый агрегат проявляет черты дизельного. В этом видится его достоинство для жителей дальних регионов с суровым климатом.
Бензиновые моторы лучше переносят холода. К слову, момент в 227 Нм, доступный на 2650 оборотов позволил обойтись без дизельного агрегата в моторной линейке. Зато у УАЗа есть газовая версия с двумя баллонами. Штатное оборудование смонтировано сверху рамы и, как утверждается, хорошо защищено от ударов. Такие варианты должны быть очень экономичными.
Четыре ведущих колеса
В груженом состоянии автомобиль ведет себя на трассе увереннее. Рыскания пропали, плавность хода повысилась. Но настоящий УАЗик начинается с полного привода. Доплата за него смехотворна — всего 49 тысяч, а пользы многократно больше. Поэтому мы с удовольствием попробовали в деле и внедорожный вариант грузовика. С полным приводом идет передний подключаемый мост и старая ульяновская раздатка. Модной электроники здесь нет. Передок включается суровым рычагом справа от селектора МКП. Завернул его широким движением вправо и можно наслаждаться преимуществами настоящего внедорожника.
В Новокузнецк из Москвы приезжаем с плохой погодой. Мороз ослабел, дороги раскисли, пошел склизкий снег. На трассе стало разворачивать легковушки. Колея и слякоть не позволяли зацепиться даже шипованным шинам. Порой видя перед собой пузотерки, сбрасывающие скорость в ледяной колее до 40 км/ч, я недоумевал, а что такое с ними происходит. Ведь мой конь идет ровно, как танк и без намеков на рыскание. Постоянный полный привод значительно изменил характер УАЗ «Профи». Если вчера на заднем приводе легковушки дерзко обгоняли меня, то теперь полноприводник легко оставлял всех позади. Причем ему в удаляющуюся корму смотрели даже кроссоверы. Большой вес, длинная база и четыре ведущих колеса творили чудеса на трассе и позволяли без опаски держать хороший темп. Причем конструктора разрешали не выключать жесткую блокировку передка вплоть до скорости в 100 км/ч.
Правда, раздатка на такой скорости сильно воет. Ее песня перебивает магнитолу и разговоры пассажиров. По шумовому комфорту и по работе рычагов трансмиссии грузовичок не намного ушел вперед от «Головастика», хоть коробка здесь и установлена импортная — корейская.
По путевому листу мы должны доставить взятый в Новокузнецке уголь на ферму под Кемерово. А это более 300 км пути. В гости к селянам мы приехали уже ночью и с пустыми баками бензина. Зато вдоволь поползали по деревенским буеракам. Частые оттепели в Сибири, и следующие за ними морозы превратили проселочные дороги в стиральную доску с полуметровыми наледями. «Газель» здесь точно поотрывает крылья. А УАЗик прополз даже без активации пониженного ряда раздатки.
В общем, УАЗ «Профи» оставил массу впечатлений и заставил задуматься. Ульяновцы еще несколько десятилетий назад создали особую нишу рынка и продолжают в ней безраздельно царствовать. Полуторка с внедорожной трансмиссией способна доставлять грузы в такую глушь, что и не снилась асфальтовым жителям. А значит степные регионы, да и подавляющая часть европейской части России будут брать «Профи», потому как более неприхотливого трудяги не сыскать. «Головастик» готовится передать ему все хозяйство. Ради внедорожных возможностей грузовика задний мост не предполагает установку спаренных колес, как у «Газели», а противоподкатной балки нет, так как она цепляется за буераки и мешает проходимости. Во имя повышенной проходимости бак сделан компактным и снижена дальность хода.
Но и на асфальте грузовичок вполне состоятелен. Правда, для ровных дорог лучше тоже выбирать полноприводную трансмиссию. Зимой в гололед полноприводная машина управляется на порядок лучше, а прибавка в цене смехотворна, чтобы игнорировать передний мост и раздатку. Ведь настоящий УАЗ должен быть всегда во всеоружии.
Технические характеристики УАЗ Профи
Габариты (длина / высота), мм | 5940 х 1900 (по кабине), 2520 (по тенту) |
Габариты грузовой платформы (стандарт / широкая), мм | 3200 х 1990 / 3200 х 2180 |
Вместимость в палетах шт. (стандарт / широкая) | 4 и 5 |
Снаряжённая масса, кг | 2065 |
Грузоподъёмность с пассажирами, л | 1500 |
Колёсная база, мм | 3500 |
Количество дверей / посадочных мест | 2 и 3 |
Двигатель | ЗМЗ 409051, 4-цилиндровый, рядный, бензиновый |
Рабочий объём, см³ | 2693 |
Максимальная мощность, л. с. / об./мин. | 150 / 5000 |
Макс. крутящий момент, Нм / об./мин. | 235 / 2650 |
Трансмиссия | 5-ст. механическая |
Привод | Подключаемый полный |
Раздаточная коробка | Механическая, двухступенчатая, с прямой понижающей передачей. Управление с помощью одного рычага |
Дорожный просвет, мм | 210 |
Цена тестового автомобиля | 912 000 руб |