Притчей во языцех для критиков российского автопрома долгие годы являлась модель ВАЗ-2105, пробывшая на конвейере 30 лет (1980–2010 гг.) без кардинальных изменений. Только представьте себе — какая временная пропасть разделяет советскую Олимпиаду-80 и, скажем, памятную инициативу экс-президента России Дмитрия Медведева о переименовании милиции в полицию. Совершенно другая страна — а экстерьер «пятёрки» за это время не изменился ни на йоту. Конечно, российские автомобилисты, наблюдающие за ежегодным рестайлингом западных машин, превратили «пятёрку» в жупел. Однако давайте задумаемся: всегда ли отсутствие развития в течение длительного времени означает стагнацию? АиФ.ru собрал российскую технику, ставшую популярной или даже получившую культовый статус за рубежом, фактически из-за отсутствия прогресса.
Lada 4X4 («Нива»)
Впрочем, есть одна известная европейцам машина, которая до сих пор не утратила ни рабочих качеств, ни дешевизны — это российская «Нива». «Служивший когда-то мишенью для насмешек российский полноприводный внедорожник может пойти нарасхват в связи с тем, что жизненный путь Land Rover Defender в этом году прервётся. Появившись на свет в 1948 году, Defender — любимец фермеров и землевладельцев — был убит новыми требованиями безопасности и экологии. Образовавшуюся нишу может занять российская Lada Niva — утилитарная железная коробка с полным приводом, продающаяся за полцены Defender», — пишет The Times.
Конечно, неуважительно отзываться о родоначальнице всех современных SUV’ов как о «железной коробке», однако факт остаётся фактом: именно недостаточное техническое развитие «Нивы» позволило ей остаться востребованной. Если бы она пошла по пути своих зарубежных клонов, то за 38 лет выпуска также эволюционировала бы из «относительно комфортного» вездехода в обычный городской минивэн «с внешностью внедорожника». Как отмечает The Times, из-за своей неприхотливости «Нива» пользуется популярностью на альпийских горнолыжных курортах, а если в ней что-то ломается, это всегда можно починить ударом молотка.
УАЗ-452 («Буханка»)
Куда приложить руки, если вся техника вокруг и так доведена до идеала? Конечно, купить российскую машину — и не просто машину, а «буханку» Ульяновского автозавода, вот уж где простор для творчества! Возможно, именно так думают японцы, а может быть, УАЗ-452 чем-то напоминает им Чебурашку — сверхпопулярного персонажа в Стране восходящего солнца. Как бы там ни было, несколько лет назад «Буханка» стала по-настоящему модной в Японии: только представьте себе, что энтузиасты выкладывали за импортный российский «вагончик» 36–40 тысяч долларов! Около полутора миллионов рублей по тем временам.
С другой стороны, это не так уж и дорого за ретро-машину в идеальном состоянии: ведь конструкция «Буханки» не претерпела серьёзных изменений с 1965 года. Полная аутентичность как технологий, так и материалов полувековой давности — куда уж там кузовным ателье, переделывающим «под старину» современные автомобили! «Каждая деталь тут может довести до слёз: дверные петли для лёгкости установки и обслуживания закреплены снаружи корпуса. Бамперы сделаны из кусков стали. Передняя панель в виде неприкрытого листового железа... хотя почему "в виде"? — это и есть железный лист. Обшивка дверей изготовлена из старого доброго винила, вызывающего ностальгию. Никто не скажет, что это "хай-тек в стиле ретро" — это самая настоящая машина времени», — делится впечатлениями о своём УАЗ’е некто Озава Кодзи.
Мотоцикл «Урал»
И это неудивительно: ведь подавляющее большинство ирбитских мотоциклов (в год их производится около тысячи) уходит за рубеж — в Европу и США. В Соединённых Штатах «Урал» даже вошёл в «горячую десятку» мотоциклов 2012 года! Причиной такой популярности стала его классическая конструкция: фактически «Урал» — это лицензионная копия BMW R71 30-х годов, повторённая до последнего винтика. Надо сказать, что современные западные мотоциклы в таком же ретро-стиле стоят больших денег; а тут живая легенда по вполне демократичной цене. Как отмечают дилеры, тяжёлый российский мотоцикл пользуется успехом как у возрастной аудитории США, так и у молодёжи, которая предпочитает его пластиковым японским байкам — и даже готова мириться с тем, что к нему требуется время от времени прикладывать руки.