В Европе все нюансы по выплатам за ущерб урегулируют сами страховщики, автовладельцам достаточно только заполнить заявление. У нас тоже скоро так будет, порадовала я своих друзей-автовладельцев. Но ошиблась.
В теории
С 1 марта 2009 г. любой участник ДТП может обращаться за выплатой к своему страховщику. Невиновному в течение 30 дней после обращения его страховщик должен выплатить компенсацию. Если сумма ущерба не более 25 тыс. руб., можно не тратить полдня в ожидании ГИБДД, а оформить страховые бланки по ДТП самостоятельно.
На практике
Без справки ГИБДД обращаться придётся в чужую страховую компанию. И то при условии, что участников только двое, у них нет разногласий и никто не пострадал. Даже ошибка в заполненном без ГИБДД документе о ДТП может стать поводом для отказа в выплате возмещения убытков. «Воспользоваться новым правилом смогут не все, а только те, кто купит сам и столкнётся с машиной того, кто тоже приобрёл полис ОСАГО после 28 февраля 2009 г., - пояснил «АиФ» Виктор Похмелкин, глава Союза автомобилистов России. - При этом вы не защищены: если компания решит, что сумма ущерба - более 25 тыс. руб., вам даже их не выплатят - откажут вовсе, отправив в суд, что отнимет месяцы жизни. Так что большинство всё же предпочтёт терять часы в ожидании инспекторов.
К сожалению, наш страховой рынок нацелен лишь на извлечение прибыли, а не на защиту интересов потребителя. А почему это возможно? Кто лоббировал интересы страховщиков в Думе? Похоже, что страховщики и депутаты - в одной спайке. Ведь законопроект готовил комитет ГД, который возглавляют депутат В. Резник, бывший топ-менеджер одной из крупных страховых компаний, и депутат А. Коваль, глава Всероссийского союза страховщиков (ВСС)».
С кого спрашивать?
По оценкам экспертов, из 786 российских страховых компаний выживут лишь 25%. Крупные компании уже написали письмо в Минфин, где пояснили, что введение системы прямого возмещения убытков, целью которого является улучшение сервиса для клиентов, выльется в убыточность страховых компаний.
Только в этом году за трёх страховщиков, чьи лицензии были отозваны, Российский союз автостраховщиков (РСА) должен погасить выплаты на более чем 500 млн. руб. Если у РСА деньги закончатся, клиентам банкротов горе - долго придётся ждать выплаты. Неясно и как компании будут договариваться между собой о суммах, ведь единой системы оценки стоимости повреждений пока не существует. Значит, ожидаются многомиллионные спорные ситуации, заложниками которых станут и простые россияне.
Даже те, кто готовил законопроект в Госдуме, и то признают, что новый закон об ОСАГО сырой. «По существу, ни организационно, ни морально, ни технически сообщество к началу эксперимента в полном масштабе не готово», - признался журналистам Александр Коваль, депутат ГД, президент ВСС.