Сентярбрь 2008 г. - январь 2009 г. - цена на нефть упала на 56%
За рубежом
Оптовые цены на бензин снизились на 55-60%
Автозаправки (АЗС): Бензин в рознице подешевел в среднем на 30%
- США - минус 40-50%
- Германия - минус 18%
- Франция - минус 20%
- Великобритания - минус 35%
- Бельгия - минус 32%
Чем это объясняется?
В западных странах нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) получают нефть от экспортёра по рыночной цене и не имеют собственных АЗС, которым можно гарантированно сбыть бензин. Они продают его на открытом рынке по тем ценам, на которые соглашаются автозаправки.
Комментарий:
Гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов: «В отличие от России за рубежом нефтью распоряжаются не монополисты, а нефтеперерабатывающие заводы. Между ними - высокая конкуренция, поэтому цену для розницы никто не накручивает. А между автозаправками, в свою очередь, конкуренция ещё больше. В результате: дешевеет нефть - дешевеет и бензин».
В России
Оптовые цены на бензин снизились всего на 12% (пропасть между «их» ценами и «нашими» - более 40%).
Автозаправки: Цена на бензин снизилась на 10%
Как оправдываются нефтяники?
В России до 60% прибыли уходит на налоги, а в США - около 10%; пошлины на экспорт, привязанные к мировой цене, снижаются с опозданием; чтобы компенсировать убытки от продажи на экспорт дешёвой нефти, приходится поднимать внутренние цены.
Комментарий: Даже для российских антимонопольщиков такие доводы неубедительны. «Если компании не снизят цены на нефтепродукты вслед за мировыми, то мы будем вынуждены возбудить новые дела, - пригрозил глава ФАС Игорь Артемьев. - В этом случае «оборотные» штрафы для них будут значительно выше, поскольку тогда мы будем рассматривать эти компании и их высших должностных лиц в качестве рецидивистов».
Как оправдываются торговцы?
Розничные цены зависят от оптовых, а их диктует хозяин-монополист. С прибыли им тоже надо платить налоги, а затраты на транспортировку бензина, тарифы монополий и обслуживание постоянно растут.
В западных странах нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) получают нефть от экспортёра по рыночной цене и не имеют собственных АЗС, которым можно гарантированно сбыть бензин. Они продают его на открытом рынке по тем ценам, на которые соглашаются автозаправки.
Как оправдываются торговцы?
Розничные цены зависят от оптовых, а их диктует хозяин-монополист. С прибыли им тоже надо платить налоги, а затраты на транспортировку бензина, тарифы монополий и обслуживание постоянно растут.
Комментарий: Владельцы АЗС на бедность пожаловаться не могут. «Монополисты поделили страну на территории, в пределах которых устанавливают комфортные для себя розничные цены, сваливая вину то на дорогую нефть, то на высокие налоги, и компенсируют убытки за счет граждан, - пояснил «АиФ» гендиректор фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов. - После «государственного окрика» они снижают цены символически и ненадолго».
От редакции. Недоумение вызывает не только рост цен на бензин во время удешевления нефти, но и удорожание товаров по той причине, по которой в других странах они дешевеют. Подробнее о том, как сказывается на наших кошельках падение рубля, читайте в следующих номерах. Владельцы АЗС на бедность пожаловаться не могут. «Монополисты поделили страну на территории, в пределах которых устанавливают комфортные для себя розничные цены, сваливая вину то на дорогую нефть, то на высокие налоги, и компенсируют убытки за счет граждан, - пояснил «АиФ» гендиректор фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов. - После «государственного окрика» они снижают цены символически и ненадолго».
От редакции. Недоумение вызывает не только рост цен на бензин во время удешевления нефти, но и удорожание товаров по той причине, по которой в других странах они дешевеют. Подробнее о том, как сказывается на наших кошельках падение рубля, читайте в следующих номерах.